«Калейдоскоп душевного мира» (программа по профилактике дисгармоничного психоэмоционального состояния с участниками реабилитационного процесса)
Муниципальное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» создан в 2002 году в городе Норильске для осуществления комплексной и многопрофильной реабилитации детей-инвалидов.
Работа с «особыми детьми» проводится по следующим направлениям: социальное обслуживание семей, воспитывающих детей-инвалидов; психолого-педагогическая реабилитация детей; творческое развитие; социальная адаптация и профессиональная ориентация подростков.
Для повышения качества коррекционной работы специалистами Центра реализуются различные проекты, разрабатываются программы, внедряются инновационные техники, широко используются в работе мультемедийные средства.
Проблема.
Психологическая помощь в системе Центра социальной психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями — это своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, родителями, специалистами и администрацией Центра. Все участники коррекционного процесса сталкиваются с огромным количеством трудностей, но чаще всего с дисгармоничными психоэмоциональными состояниями и саморазрушающими поведенческими проявлениями.
Возникла потребность разработать Проект «Калейдоскоп душевного мира» ориентированный на решение психологических проблем, обучение навыкам самостоятельной коррекции психоэмоционального состояния и психической гармонизации. Как показывает наша практика, потребность в психологических знаниях наблюдается у всех участников реабилитационного процесса. Так, родители — испытывают психологическую травмированность; специалисты, педагоги и администрация — психические нагрузки, переходящие в профессиональное выгорание или деформацию; а дети — социальную отчужденность или неадаптированность.
Ключевыми позициями психолога Центра является не столько поддержка, сколько содействие, участие и включенность его в реабилитационный процесс. В рамках психокоррекции педагогами-психологами активно используется арт-терапевтический компонент изотерапии метод раскрашивания «мандалы». Использование АРТ-терапии как метода психологической коррекции обусловлено тем, что данное направление обладает свойствами внутренней поддержки и восстановления внутренней целостности человека, исцеления и коррекции.
Участники.
Дети-инвалиды, родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, специалисты и педагоги центра, сопровождающие процесс реабилитации, администрация Центра, создающая условия для прохождения реабилитационного процесса.
Цель.
Посредством художественного творчества способствовать развитию профилактической потребности в предупреждении психических и психологических составляющих, пагубно влияющих на общее психоэмоциональное состояние и психическое здоровье.
Задачи.
Дети
- Обучить детей методу саморегуляции эмоций и поведения.
- Способствовать измененному восприятию и новому пониманию реальности через целостность и создании красивых вещей.
- Улучшить субъективное самочувствие и психическое здоровье участников процесса.
Педагоги
- Обучить навыкам психогигиены, как одному из методов предотвращения синдрома «сгорания», профессиональной деформации и улучшения психологической атмосферы в коллективе.
- Научить самостоятельно корректировать психоэмоциональное состояние.
- Способствовать укреплению психического здоровья.
Родители
- Формировать мотивацию к взаимодействию со специалистами Центра.
- Осуществлять коррекцию воспитательной позиции родителей и помощь в выборе адекватных мер взаимодействия с детьми.
- Обучение родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка.
Этапы реализации программы.
На начальном этапе формировались группы. В проекте «Калейдоскоп душевного мира» принимали участие следующие группы:
- 1-я группа — дети старших групп в возрасте от 13 до 18 лет — 18 человек.
- 2-я группа — администрация, специалисты, воспитатели, младшие воспитатели, медицинские работники и обслуживающий персонал — 65 человек.
- 3-я группа — родители — 11 человек.
Для детей и их родителей создавались тематические группы, а для сотрудников центра — студийные открытые группы. Занятия с группами проводились с октября 2011 года по декабрь месяц 2012 года со следующей частотой: с детьми — 1 раз в неделю, с сотрудниками Центра и родителями — 1 раз в месяц.
Основной задачей вводной части является ознакомление с историей возникновения мандалы. Знакомство с арт-терапевтическим инструментом «Мандала» и возможностями его использования в психокоррекции. Дать понять, что цвет, форма оказывают сильное влияние на эмоциональное, физическое и духовное состояние человека.
На начальном этапе с участниками проводился вводный тематический курс «Мандалы о «Природе». Мандалы с изображением явлений природы позволили участникам приблизиться к новому пониманию и восприятию реальности. Первостепенным было побудить интерес к себе, и к познанию своего внутреннего душевного мира.
В основной части создавались условия погружения, уединения в пространстве круга. Предоставлялась возможность творческого самовыражения посредством мандал от самого простого до самого сложного уровня.
При систематическом проведении занятий у детей отмечается улучшение психоэмоционального состояния, снижение конфликтности в общении и проявления неадекватных эмоционально-поведенческих реакций. В коллективе среди сотрудников наблюдалось улучшение общего психоэмоционального состояния в период полярной ночи, перепадов погодных явлений и лунных циклов.
В заключении можно сказать, что многие участники проекта «Калейдоскоп душевного мира» отметили ценность раскрашивания мандал, оказывающих стимулирующее воздействие на психическую жизнь человека.
В рамках проекта нами были организованы выставки детских работ «Душевный мир особого ребенка», приуроченная ко Дню инвалида, и сотрудников «Калейдоскоп душевного мира» — посвященная десятилетнему юбилею Центра «Виктория». В средствах массовой информации города Норильска показы репортажи о проекте.
Результаты проекта.
Результаты проекта «Калейдоскоп душевного мира» нас удивили, прежде всего, красотою внутреннего душевного мира, скрытого в каждом из нас. Участники приобрели навыки и умения самопомощи при стрессе. Сформирована профилактическая потребность в предупреждении психических и психологических составляющих, пагубно влияющих на общее психоэмоциональное состояние и психическое здоровье, и потребность в психологических знаниях.
Таким образом, необходимо отметить, что за период реализации Проекта исцелений не произошло, но то, что у некоторых участников как у взрослых, так и детей, значительно улучшилось психическое состояние, отмечается.
Дальнейшее развитие проекта.
В целях продолжения процесса оказания помощи и гармонизации психического здоровья людей, занятия по Арт-терапии продолжаются, а метод раскрашивания «мандалы» занял прочное место в системе реабилитационных мероприятий в Центре «Виктория».
Планируется повышение квалификации специалистов в институте практической психологии «Иматон» по программе дистанционного обучения «Программа “Мандала”. Практика использования в психологическом консультировании и арт-терапии» с целью углубленного изучения «мандалы» как техники универсального психодиагностического и арт-терапевтического инструмента в сочетании с другими техниками арт-терапии.