Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении» (образовательная программа)


Автор:

Актуальность проблемы, научная и практическая значимость.

Несмотря на проработанность темы социализации ребенка раннего возраста к детскому саду, существующие методы работы с детьми в период адаптации не адаптированы под группу кратковременного пребывания. Отсутствуют методические разработки по созданию условий сетевого партнерства семьи и детского сада. Не в полной мере педагогами внедряются новые формы работы с детьми раннего возраста, не используется инновационный потенциал родителей и педагогов.

Научная значимость заключается в исследовании принципов и направлений работы с детьми раннего возраста, форм и методов оптимизации сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения в области возрастной психологии.

Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения, эмпирические данные и практические рекомендации могут быть использованы специалистами, осуществляющими реализацию задач по снижению адаптационных рисков, успешную социализацию, познавательное и личностное развитие ребенка. Разработанное методическое пособие представляет собой научно-обоснованные дидактические материалы для педагогов.

Основная идея проекта: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации помогает детям успешно социализироваться, войти в коллектив сверстников, активизировать познавательную, речевую активность.

Цели и задачи.

Цель: создание психолого-педагогической системы сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период для обеспечения ранней социализации, а так же гармоничного познавательного и личностного развития.

Задачи:

  1. Повышение адаптивности детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения.
  2. Повышение уровня познавательного и личностного развития детей с использованием новых технологий.
  3. Повышение уровня компетентности педагогов, работающих в группе кратковременного пребывания детей по вопросам их успешной адаптации.
  4. Повышение психологической компетентности родителей по вопросам социальной адаптации и развития детей раннего возраста.

Основное содержание работы.

I этап (подготовительный) — подборка и изучение методологической и педагогической литературы.

II этап (диагностический) — выявление уровня познавательных способностей детей.

III этап (основной) — включает реализацию проекта.

В ходе реализации проекта используются следующие формы и методы работы:

  • с детьми: наблюдение, диагностика развития познавательной сферы детей, индивидуальные и групповые занятия, работа по подгруппам, в парах, свободная игровая деятельность, посещение сенсорной комнаты, ведение видеожурнала «Мама — рядом», участие в досугах и развлечениях.
  • с родителями: анкетирование, опросы; беседы; консультации групповые, индивидуальные; родительские собрания; ведение видеожурнала «Мой день в детском саду», обучающие тренинги; участие в праздниках, развлечениях; мастер-классы, выставки; совместное творчество родителей и детей — «Творческая мастерская»; экскурсии в рамках формирования единого социокультурного и образовательного пространства; проведение социально ориентированных акций: издание семейных газет, встреч членов детско-родительского клуба с будущими родителями, молодыми семьями, с родителями детей разновозрастных групп, постоянно действующий «Семейный консультативный пункт».
  • с педагогами: семинары-практикумы; выступления на педагогических часах, педагогических советах; консультации; совместное творчество педагогов и детей; мастер-классы, тренинги; участие в самоуправляемых творческих группах; совместное планирование индивидуальных маршрутов для детей; участие в творческих командах, состоящих из сотрудников и родителей.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии создания уникального образовательного пространства в кабинете для занятий и использования технологий дизайна при оформлении территории кабинета (использование уголка с элементами сенсорного оборудования и игротекой, использование технологии игры с песком, уголок с играми, игрушками развивающего и познавательного характера).

IV этап (итоговый) — подведение итогов реализации проекта.

Результаты, выводы.

Проект реализуется в течение трех лет, ориентирован на ранний возраст детей посещающих группу кратковременного пребывания.

Реализация педагогического опыта позволила добиться успешной социальной адаптации, отсутствия детей-дезадаптантов и детей с тяжелой степенью адаптации. Сравнительный анализ результатов показал: повышение уровня речевого развития, познавательной и игровой активности. Повышение уровня развития эмоциональной сферы на 46,5%, снижение уровня тревожности на 15%, повышение уровня познавательной сферы на 25%. Участие в «Родительской академии» позволили повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: работа ориентирована на отслеживание долгосрочного результата на дошкольной ступени и далее.

Достигнутые результаты показывают возможность успешно адаптироваться при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждение, школу искусств, кружки дополнительного образования. Дети в последующем показывают высокие результаты по усвоению программного материала, посещают кружки: технология «Система интенсивного развития способностей», «Театральная студия», «Интеллектуалы» в детском саду.

Необходимость работы в рамках проекта позволяет прийти к ее систематизации, расширению, поиску новых научных современных подходов. И это также является весомым результатом.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su