Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Родители online» (модель взаимодействия образовательной организации с родителями учащихся в рамках их психолого-педагогического сопровождения)


Автор:

Организация: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 185»

Постановка проблемы

Современные родители все чаще и чаще сталкиваются с трудностями воспитания, не понимают причины не укладывающегося в общепринятые рамки или просто резко изменившегося поведения ребенка. На сегодняшний день обилие и многообразие информации во всемирной паутине позволяет школьникам все больше самим искать ответы на все возникающие у них вопросы (независимо от того, касаются они вопросов учебы, подготовки к экзаменам или же из простого любопытства), там же они ищут «доброго совета», поддержки и просто общения. Однако просторы интернета несут в себе сейчас не только возможность дополнительно развиваться, смотреть интересные фильмы и общаться.

Странные «группы-игры» в социальных сетях, демотивирующая информация, видеоролики, записанные в стиле «вредных советов» в интернете, на сегодняшний день привели к всплеску суицидальных попыток/завершенных суицидов детей и подростков, возросшему количеству случаев употребления психоактивных веществ. Все это вынуждает родителей усиливать контроль, сильнее присматриваться к детям, к их поведению. Родители все сильнее озадачиваются вопросом «что делать?», «как оградить?». Огромное количество литературы по популярной психологии с названиями «Нет плохому поведению», «Руководство по выживанию для родителей» или «Как мы создаем проблемы своим детям», «Как подготовить ребенка к экзаменам/школе» и т.д. «вооружают» родителей порой противоположными и взаимоисключающими подходами, идеями и приемами. Именно для того, чтобы родителю не запутаться в лабиринтах книг по психологии и многообразии вариантов решения возникающих проблем, и разработан проект «Родители online».

Понимая, что скорость жизни в современном мире высока и многим родителям не хватает времени замедлиться и обратиться за помощью к профессионалу (именно поэтому в ход идут книги, которые читают «на ходу» и все тот же интернет), или нет желания «афишировать» свои проблемы, данный проект запущен как интерактивный модуль на сайте лицея. Достаточно просто заполнить несколько «блоков» и отправить интересующий вопрос специалисту.

Цель проекта — создание современной эффективной модели взаимодействия МАОУ Лицей № 185 с родителями для вовлечения их в единое образовательно-воспитательное пространство.

Задачи проекта:

  1. Своевременное первичное выявление детей с отклоняющимся поведением или нарушениями психического развития.
  2. Разработка рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для родителей.
  3. Корректировка детско-родительских отношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
  4. Повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

Актуальность

Обсуждая тему «Решение проблемного поведения подростков», мы говорим о ней как о жизненно важной сфере для любого сознательного родителя. Почему? Отношения с детьми создаются внутри семьи. Это то, что значимо для каждого из родителей. Многие родители стараются не  выставлять детско-родительские отношения напоказ, даже при возникновении каких-то поведенческих или учебных сложностей у ребёнка. Многие родители пытаются эти сложности решать по-своему, как умеют, в кругу семьи или «вооружившись» советами из всевозможных книг и интернета.  

Что вообще такое психологическое консультирование? Это непосредственная работа не только с детьми, но в первую очередь с их родителями, направленная на решение различного рода психологических проблем. Цель состоит в том, чтобы помочь родителю в решении возникших трудностей. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы разрешать возникающие проблемы.

Актуальность данного вида помощи бесспорна и очень значима. Однако родители редко ею пользуются. Почему? Потому что: «у нас все нормально», «все это проходят», «мой ребенок нормальный» и т.д; мне некогда, я работаю, ну и наконец: «чем мне это поможет?». Некоторые родители все-таки обращаются, но уже тогда, когда ощущают состояние полной безысходности от безуспешности своих действий.

Для того чтобы перебороть сложившиеся стереотипы и помочь родителям понять, что профессиональная помощь — это хороший, а иногда необходимый способ решения возникших проблем, был разработан проект «Родители online». Безусловно, почти во всех организациях нашего города существует служба психологической поддержки, однако проект именно таком формате, имеет ряд преимуществ:

  1. Возможность написать о своей проблеме. Иногда сложно обсуждать проблему, говорить о ней «вслух» с незнакомым человеком.
  2. Не нужно записываться для консультации, выбирать время, «стыковать» его с работой и т.д.
  3. Нет необходимости «прятаться». Многие родители не хотят, что бы кто-либо (в том числе и ребенок) знал об обращении к таким специалистам, как психолог.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

В качестве методов реализации проекта используется анализ общей и специальной психологической и педагогической литературы, анализ возможностей платформы, на которой «располагается» сайт лицея. Диагностические методы: индивидуальные беседы с родителями, анкетирования, опросы, психологические исследования, наблюдение (прямое и косвенное). Также в качестве методов используются: участие в круглых столах, семинарах, конкурсах, самообразование.

Первый этап: подготовительный (проведение опросов родительской общественности, обработка результатов, формирование инициативного предложения по проекту, разработка концепции проекта: определение формы реализации, целей и задач с учетом проведенных опросов, принятие решения о необходимости реализации проекта, назначение ответственных, уточнение и детализация целей, и необходимых результатов, разработка технического задания для программирования с учетом определенных ранее целей и задач, необходимой информации, которую нужно будет «запрашивать» у родителей, проработка «визуализации» модуля, программирование модуля непосредственно на сайте лицея, создание и привязка отдельной электронной почты для удобной работы и функционирования проекта, техническое тестирование запрограммированного модуля, проверка и исправление технических неточностей, информационное оповещение родительской общественности о запуске проекта (новостная лента на сайте организации, в социальных сетях, мессенджерах, на родительских собраниях).

Второй этап: основной (запуск проекта на сайте лицея, мониторинг поступающих запросов от родителей, оказание педагогом-психологом своевременной консультационной психологической помощи родителям по вопросам индивидуальных особенностей детей и развития познавательной сферы и личности школьников; а также по вопросам профессионального выбора старшеклассников; адаптации детей к школе).

Третий этап: заключительный (качественный и количественный анализ поступивших обращений от родителей (причина обращений, возрастной диапазон детей, частота повторных консультаций), обобщение информации и подготовка аналитических справок, разработка рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для родителей, оценка работы специалиста, «удобства» работы с модулем  (опрос родительской общественности), внесение необходимых корректировок для учета всех пожеланий и дополнительных требований, выявленных в ходе работы проекта и после обработки проеденных опросов.

Ожидаемые результаты и их практическая значимость

  • Своевременное первичное выявление детей с отклоняющимся поведением или нарушениями психического развития, что позволит вести индивидуальную коррекционную работу, а также разрабатывать образовательные программы, учитывающие образовательные потребности и индивидуальные особенности учащихся.
  • Повышение компетенции родителей в сфере детско-родительских отношений, вследствие чего будет снижаться уровень тревожности, эмоциональной напряженности детей и подростков, а значит возрастать психологический комфорт, в том числе, в лицее.
  • Повышение уровня воспитанности детей. В результате реализации данного проекта появится новая практика психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
  • Повышение удовлетворённости родителей учащихся деятельностью образовательной организации в области психолого-педагогического сопровождения.

В результате анализа обращений родителей, возможна разработка рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения, коррекции детско-родительских отношений для родителей.

Также будут осуществляться «адресные» выступления на родительских собраниях, с разбором самых часто возникающих трудностей (безусловно, с соблюдением анонимности, обезличенно).

Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, профилактики тревожности для выпускников будут корректироваться в соответствии с проведенным анализом имеющихся обращений.

Для оценки эффективности данного модуля приведу ряд статистических данных, демонстрирующих результаты деятельности:

за 2022/2023 учебный год за консультацией к педагогу-психологу обратились 90 человек (количество человек всегда меньше количества проведенных консультаций), из них 48 человек (53%) получили консультацию посредством интерактивного модуля, еще 42 человека были на консультации очно. Из этих 42 человек, 10 родителей (23,8%) записались на консультацию через модуль «Родители online».

Таким образом, из 90 родителей - 58 человек (64%) получили консультацию, используя интерактивный модуль.

Тематика обращений:

  • проблемы, связанные с обучением, воспитанием, поведением/детско-родительские отношения (50%);
  • результаты проведенных диагностик (40%);
  • профориентация (8%);
  • определение уровня актуального развития (2%).

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 1 читатель
21.03.2024 21:26:42Вареца Елена СергеевнаАктуальная тема. Интересный подход к решению проблемы

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su