Номинация «Проект года в психологической науке»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Психология войны: от локальной до ядерной. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей» (монография)

Автор:

Проблема профессиональной психодиагностики и профессионального отбора в нашей стране имеет непростую судьбу. Исследования по этой проблеме и практическое внедрение результатов этих исследований начались еще в дореволюционное время, затем были продолжены в советский период, но в связи с известным Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях…» (1936) – работы были полностью прекращены. В последующем они вновь были возобновлены в 80-е годы ХХ века, и в середине 90-х годов снова прекращены – на этот раз в связи с известными экономическими проблемами и политическими переменами в обществе.  

Между тем, повышение внимания к качеству человеческого капитала в целом, и вопросам комплектования Вооруженных сил и кадрового состава силовых ведомств, в частности, является одной из наиболее актуальных проблем современной России.

Монография проф. Михаила Решетникова охватывает весь вышеозначенный исторический период – начиная с конца XIX века и до начала ХХI века.

Книга состоит из 3-х частей. В первой части рассматриваются методические вопросы профессионального психологического отбора в отечественной и зарубежной практике. Излагается проблема способностей и роли наследственности и среды в их формировании и развитии, а также исторические подходы к этой проблеме с точки зрения экспериментальной и дифференциальной психологии. Автором излагается история зарождения психодиагностики и профессиографии, типологические и современные аспекты проблемы. Описываются первые опыты практического применения профессионального отбора в системе образования, промышленности и армии, и дается достаточно полная картина развития этого научного направления на протяжении всего ХХ века. В заключение первой части определяются актуальные вопросы профессиональной психодиагностики и обосновываются психофизиологические подходы к проблеме на современном этапе интеграции наук о человеке.

Самостоятельный научный и практический интерес представляет вторая часть монографии, где обобщаются исследования, проведенные  автором в Афганистане в период наиболее интенсивных боевых действий. В книге представлен чрезвычайно репрезентативный материал – с помощью более 10 стандартизированных психологических методик было обследовано более 2000 военнослужащих. Автором подробно излагается математико-статистический аппарат и его логическое обоснование. Опубликованы уникальные данные, посвященные изучению особенностей подготовки военнослужащих, комплектованию боевых подразделений и особенностей боевой деятельности в условиях длительной (десятилетней) локальной войны в горно-пустынной местности. Автором проведено исследование профессионально-важных качеств боевых контингентов, их отличия от требований к ПВК военнослужащих учебно-боевых частей, установлена специфика личностной динамики под влиянием боевой деятельности и научно обоснованы критерии психологического прогнозирования эффективности боевой деятельности и успешности боевой адаптации военнослужащих.

Третья часть книги включает подробное экспериментально-психологическое исследование и описание трех случаев техногенных аварий и катастроф, моделирующих применения оружия массового поражения, в частности: подземного ядерного взрыва, ядерного взрыва или взрыва вакуумной бомбы в атмосфере и применения «грязной бомбы», возможность использования которой неоднократно обсуждалась в связи с террористической угрозой. Психологическая феноменология подобных ситуаций исследовалась автором в процессе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986), после Армянского землетрясения (1988) и после Уфимской железнодорожной катастрофы двух пассажирских поездов (1989) с большими человеческими жертвами.

Основное содержание книги составило 394 стр., включает более 60 содержательных рисунков, графиков и таблиц; список использованных источников составляет 550 наименований на русском и иностранных языках.

Материалы книги представляют существенный научный и практический интерес. Они являются полезными для студентов психологических и медицинских факультетов, специалистов МЧС, для подготовки офицерского состава силовых ведомств и курсантов военных учебных заведений.  

Содержательные материалы

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе