- Прохоров Александр Октябринович
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань)
Книга А.О. Прохорова «Смысловая регуляция психических состояний» была издана в Москве, в издательстве «Институт психологии РАН», 2009. - 352 с.
Научная или практическая значимость
В книге рассматриваются отношения между смысловыми структурами сознания и психическими состояниями: представлены результаты изучения механизмов и зако-номерностей смысловой регуляции психических состояний. Рассматриваются ситуационные аспекты смысловой регуляции состояний, регуляторные влияния смысловых структур, процессуальные и личностные характеристики смысловой регуляции, социально-психологические особенности, а также становление смысловой регуляции состояний и др. Показана специфика изменения смысловых структур под воздействием состояний.
Основное содержание работы
В основе исследования, представленного в монографии, лежит концептуальная модель функциональной структуры смысловой регуляции состояний, включающая в себя смысловые характеристики сознания, личностные свойства, показатели предметной и социальной среды, а также психическое состояние и его параметры.
Логика исследования разворачивалась по следующей схеме. Первая глава посвящена теоретическому анализу отношений между сознанием и состоянием: анализируется смысловая структура сознания и её регуляторная функция, представлена концепция смысловой регуляции состояний и функциональная структура смысловой регуляции и др. Во второй главе исследуются ситуационные аспекты смыслового регулирования: специфика ситуационного опосредования смысловых воздействий на состояние. В третьей главе рассматриваются регуляторные влияния отдельных смысловых структур на состояния: личностных смыслов, смысловых установок, смысловых конструктов, ценностей, образа мира и пр. Четвертая глава посвящена процессуальным и личностным характеристикам смысловой регуляции состояний: влиянию психологических свойств, специфике проявления когнитивных процессов, индивидуальным осо-бенностям и др. В пятой главе анализируются особенности смысловой обусловленности саморегуляции психических состояний: влияние личностного смысла на саморегуляцию, смысловых установок и ценностей и пр. В шестой главе показаны социально-психологические особенности смысловой регуляции психических состояний: рассматриваются культуральные факторы и изменения в регуляции, обусловленные семейными отношениями. Показано становление смысловой регуляции психических состояний. Последняя глава посвящена изучению обратных отношений: регуляторному влиянию со стороны психических состояний на смысловые структуры сознания.
Результаты и выводы
Установлено, что смысловые структуры сознания «вмешиваются» во все проявления психических состояний: в их возникновение, перестройку, динамику, продолжительность, интенсивность, модальность. В свою оче-редь, смысловые структуры также подвержены регуляторному воздейст-вию со стороны переживаемых состояний. Отличие этих отношений в том, что если психические состояния всегда являются объектом регуляторного воздействия смысла, то смысловые структуры изменяются, трансформируются только при переживании неравновесных состояний в трудных, напряженных и критических ситуациях, независимо от оценки этих ситуаций (неравновесные состояния, возникающие в положительных, но напряженных ситуациях, например, свадьба и пр., также изменяют смыслы, но эти изменения менее выражены).
Показано, что смысловая регуляция состояний опосредуется ситуацией, в которой находится субъект. Оценка субъектом ситуации как повседневной, обыденной или напряженной, трудной изменяет влияние смысловых структур: смыслы могут быть неизменны, тогда как состояния меняются. Можно полагать, что в системе «ситуация – психическое состояние» смысловые структуры, выполняют функцию связующего звена и, в свою очередь, являются результатом взаимодействия человека с ситуациями жизнедеятельности, отражая накопленный субъективный опыт. В этом контексте, образ ситуации, занимая определенное место в субъективной картине (образе) мира, ассоциируется с конкретными психическими состояниями. Психическое состояние составляют с ситуацией ассоциатив-ное единство. Актуализированный в сознании образ ситуации определяет возникновение психического состояния в зависимости от ее оценки и осмысления. Последнее обеспечивается смысловыми структурами сознания.
Исследования показали, что каждая смысловая структура характеризуется спецификой регуляторных влияний на состояния. В частности, смысловые установки представляют собой устойчивые, закрепившиеся в сознании смысловые образования из «связок» ситуаций жизнедеятельности и психических состояний, актуализация которых выражается в «направленных», благодаря установке, адекватных ситуации, изменениях состояний. Выявлена специфика регуляторного влияния смысловых конструктов: состояния разной модальности, качества, длительности и интенсивности могут актуализироваться одним и тем же конструктом, а одно состояние – разными конструктами. При изучении взаимоотношений «психическое состояние-ценность» обнаружено, что эти отношения проявляются в «мощности» совокупных ассоциаций, т.е. в величине связанности конкретной ценности с психическими состояниями. Последнее отражается в степени регуляторного воздействия ценности. Установлено, что изменение образа мира, личностных смыслов в ходе жизнедеятельности, приводит к устойчивой перестройке психических состояний.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что регуляторные влияния смысловых структур опосредуется психическими процессами, свойствами личности и индивидуальными особенностями. Таким образом, существует определенный смысловой континуум, характерный для лиц с разными проявлениями свойств личности и уровневыми характеристиками одного свойства, который находит отражение в специфике актуализации и проявлениях состояний.
Развитие смысловой регуляции психических состояний в ходе онтогенеза представляет собой процесс перехода от обобщенных предметов, объек-тов ситуации, обусловливающих включение смысловых структур, к отдельным, частным. Образ ситуации в сознании ребенка постепенно приобретает многомерность и полимодальность, способность «раскладываться» на отдельные составляющие, имеющие разную степень значимости для ребенка. Наиболее значимая из этих составляющих определяет оценку, данную ребенком ситуации в целом, влияя на характер актуализации состояний.