Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Школа без насилия. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (методические пособия для педагогических работников и школьных психологов разработаны при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ (Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании))


Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире (Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. (дата обращения 05.09.2016). (На английском языке)). Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Гендерные стереотипы часто оказываются причиной отдельных насильственных действий, буллинга и дискриминации в школе.

Исследования, проведенные в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), в том числе и в России, показывают, что от 20 до 60 процентов учащихся сталкиваются с насилием в школе. Однако большинство случаев насилия в школе никак не регистрируется и часто проходит незамеченным. В то же время предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений государственной власти и общественных организаций.

Методическое пособие для педагогических работников «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна) разработано в помощь руководителям и работникам образовательных учреждений при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ* (До сентября 2015г. Региональная программа ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ базировалась в Бюро ЮНЕСКО в Москве. С октября 2015 г. и по настоящее время Региональная программа базируется в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).) и при участии ведущих экспертов, представителей министерств образования, общественных и международных организаций из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Республики Молдова, России и Украины.

В пособии рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, анализируется его последствия для вовлеченных сторон и образовательного учреждения в целом. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлен краткий обзор ситуации с насилием в школах в некоторых странах ВЕЦА (в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Республике Молдова, Армении и Кыргызстане), их национального законодательства по вопросу обеспечения безопасности учащихся и существующих практик предотвращения насилия и реагирования на его случаи.

Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. В пособии описаны организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим.

В пособии приведены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению руководителей и педагогов, учащихся и родителей.

Пособие «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было использовано для разработки международного дистанционного электронного учебного курса «Современные подходы в предотвращении насилия и популяризации культуры мира в образовательных учреждениях». В настоящее время (с октября по декабрь 2016 г.) на курсе проходят обучение более 400 специалистов из России, Беларуси, Украины, Казахстана и Кыргызстана. Организаторы курса: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО, Региональный ресурсный тренинговый центр EDU-HUB.

На основе регионального пособия «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» было разработано методическое пособие «Школа без насилия» (Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер), учитывающее контекст и законодательно-нормативную базу Российской Федерации.

Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. В пособии приведена сущностная характеристика насилия, анализ причин его проявлений и возможных последствий. Пособие носит практический характер и предлагает организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и сотрудников по предотвращению, выявлению, реагированию на факты насилия и организации помощи пострадавшим. Пособие разработано и опубликовано при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» на основе пособия «Предотвращение насилия в образовательном учреждении».

Региональное пособие также послужило основой для разработки методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных организациях Кыргызской Республики».

Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательных организациях, его формы и последствия; вовлеченные стороны; способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлены практические советы по организационным и воспитательным мерам, алгоритмы действий руководства и персонала образовательной организации по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Кроме этого, оно содержит информацию, которая может быть использована для разработки политики и регламентов образовательных организаций по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Составители пособия: Г. К. Абдылдаева, В. А. Горкина.

Пособие разработано при технической и финансовой поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики для проведения работы по созданию доброжелательной, безопасной образовательной среды и снижения насилия в отношении детей и подростков в общеобразовательных школах.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 89 читателей
Костенко Наталья БорисовнаПолезное в практической работе произведение
Школьник Наталья АлександровнаСчитаю эту проблему актуальной в наше время.
Никитина Наталья ПавловнаЭто методическое пособие актуально в данный момент для педагогических работников.
Хожайнова Юлия ГеннадьевнаИнтересный проект!
Ракитина Валерия ВадимовнаАктуальное на сегодняшний день издание. Будет полезно многим специалистам.
Краева Елена ЮрьевнаПрактическая значимость инструмента
Кобзева Оксана ВладимировнаТема интересна и актуальна
Афанасьев Денис ВладимировичНа мой взгляд это очень актуальная тема
Чучуйко Евгения АлександровнаТема очень актуальна для современной школы. Имеются практические материалы для педагогов, психологов.
Борисенко Лариса ИвановнаОчень необходимое и своевременное пособие для современных школ.
Яковенко Ольга ВладимировнаВ образовании под «насилием» обычно понимают эмоциональное или физическое насилие, совершаемое детьми или педагогами в отношении учеников школы. - это неправомерные действия учителя по отношению к ученику, ущемление прав и оказание психологического давления на ученика. Но в последние годы в прессе появляются статьи об учителях, подвергающихся издевательствам со стороны своих учеников. В наше время учитель, лишенный общественного уважения, также оказался в «группе риска».В настоящее время в образовательных организациях осуществляется обучение обучающихся и воспитанников разных национальностей; большинству родителей негде работать (в селе нет предприятий и организаций); в сельских малокомплектных школах отсутствуют специалисты социально-психологической службы, а это все приводит к дополнительной напряженной обстановке. Пособие представленное в данном проекте, носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий в
Ермоленко Людмила ИвановнаПредложены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата в классе и школе, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению всех участников образовательного процесса
Иост Лариса ИвановнаТема очень актуальна, с учетом реалий сегодняшнего дня. Необходимы специальные методики, инструменты в работе с детьми, выражающими повышенную агрессивность по отношению к сверстникам.
Устинова Светлана ИвановнаСчитаю, что данная проблема становится злободневной. У молодого поколения отсутствует толерантность, все больше зависят от "гаджетов", где изобилуют игры, далеко не прививающие любовь, заботу, внимание.
Бурнашова Наталья СеменовнаДля меня актуальны не столько проблемы насилия в школе и пути их решения, но и рекомендации, практические советы, которыми можно пользоваться в нашей ежедневной работе.
Шутенко Елена Николаевнатема актуальна в современной школе
Тюйматов Дмитрий ЗакировичИнтересно. Необходимо для работы педагога в школе.
Голяшова Юлия АлександровнаПособие интересно своим практическим характером, содержит комплексный подход к профилактике насилия в школе; дает анализ причин, которые толкают детей на насилие
Волкова Татьяна Дмитриевнав пособии раскрываются темы, актуальные для современной школы
Тишкова Татьяна ИвановнаПедагоги должны уметь грамотно вести себя в подобных ситуациях, которые к сожалению случаются в современной школе. Хорошо, что есть такое пособие. Думаю, что это очень полезный и актуальный материал.
Брем Лидия АндреевнаВ пособии указаны практические рекомендации для школьных психологов в работе по данному направлению.
Кухленко Наталия АлександровнаМатериал очень актуален для современной школы. Профилактика насилия становится одним из приоритетных направлений воспитательной работы образовательной организации.
Владимирова Елена ВикторовнаАктуально, практично!
Деринг Наталья АлександровнаТема, затронутая в пособиях очень актуальна и значима для педагогических работников.
Януш Вера ПетровнаУчастились случаи насилия над детьми.
Валуйская Татьяна СергеевнаАктуальная тема в наше время.
Эрбас Людмила НиколаевнаДанные пособия содержат практическую ценность, тема предотвращения насилия, как это не прискорбно, по прежнему актуальна. Спасибо авторам за популяризацию алгоритма действий руководства и персонала образовательного учреждения и степени их ответственности по реагированию на факты насилия.
Калменов Метин ОскаровичВ школах нередки случаи различного рода насилия, с которым по причине недоверия детей к родителям и учителям часто остаются не решенными.
Каленкович Оксана МихайловнаОчень важный проект!
Говорухина Светлана ПавловнаАктуально,профессионально.
Татаринова Татьяна ВикторовнаАктуально, т.к. проблема предотвращения насилия в общеобразовательных учреждениях стоит очень остро
Торгашова Анна ОлеговнаЯ считаю, что данная тема актуальна на данный момент развития нашего общества
Несмеянова Светлана ВалерьевнаОчень нужное пособие для педагогов!
Шапорева Наталья ВладимировнаДанный вопрос актуален во всем мире
Усольцева Яна ВитальевнаЭта работа очень актуальная тема в современном обществе и так нужна современной школе.
Айманова Айсулу НиколаевнаАктуальность. Злободневность.
Кунгурова Ольга ФридриховнаОчень актуальная тема предотвращения насилия в образовательных учреждениях. Проработана на методическом уровне профессионалами. Пособие поможет грамотно выстроить систему мер по предотвращению насилия в школах.
Журавкова Валентина НиколаевнаЧрезвычайно интересные и ориентированы на школьную практику/
Воробьева Оксана ПавловнаРодителям очень важно чувствовать защищенность своих детей в образовательном учреждении.
Андриянова Марина АндрияноваПособие носит практический характер, учителям необходимо знание алгоритма работы с данной проблемой, как правильно реагировать на сложившуюся ситуацию, как оказать помощь и т.п.
Соколова Елена ЕвгеньевнаЯ считаю, что это актуальная тема.
Дегтярева Наталья ЮрьевнаАктуальная тематика для любой образовательной организации
Спесивцева Вера ВасильевнаПрофилактика насилия в школе-важная составляющая духовного и морального воспитания детей. Насилие в школе среди детей не только существует, но и активно увеличивается в масштабах. Данное методическое пособие должно помочь педагогам предотвращать, выявлять факты насилия в школе.
Кулабухова Татьяна НиколаевнаВ настоящее время данная проблема становится все более и более актуальной. Чтобы правильно подходить к решению, необходимы как знания, так и современные методические пособия. Замечательно, что авторы затронули эту тему.
Кузёма Юлия НиколаевнаАктуально, востребовано.
Миронова Валентина Ивановнатема актуальна для меня
Душеева Мадина АбдылхаметовнаПроект необходим современной школе!
Брух Снежанна ВладимировнаПособие очень полезное для работы
Биковец Татьяна ПетровнаМетодические пособия актуальны. Имеют большую практическую значимость.
Маслакова Галина Михайловнаочень нужное и важное пособие.
Камарда Елена Петровнапособие интересное и актуальное. Буду применять в своей работе.
Тузова Валерия АнатольевнаГолосую постольку, поскольку данная тема актуальна на всех уровнях общего образования
Полякова Инесса ЮрьевнаДанное пособие ориентированно на практическое использование и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности.
Tarabrina Natalie LeonidovnaЯ поддерживаю данное методическое пособие, так как многопрактических рекомендаций для педагогов и психологов
Асаналиева Беушебубу УсеновнаЯ против насилия в образовательных учреждениях.
Данилова Татьяна Александровнак сожалению наблюдается, насилие совершают люди, которые не умеют самоутверждаться как-то по другому
Усманова Гулниса АбдурасиловнаОчень своевременное метод. пособие,необходимое руководство педагогам и психологам
Шеримбекова Айгерим ШеримбековнаЯ против насилия в образовательных учреждениях
Камчибек Эрнест КамчибековичПроблема насилия встречается в последнее довольно часто.
Митина Алена АлександровнаКак куратор регионального проекта "Школьные службы примирения", как родитель, как учитель, беру для научно-методической и практической работы из пособий практический инструментарий. Тексты в пособиях глубокие, эмоционально вдохновляющие, технологичные. Победы коллегам в конкурсе!!!!
Тарасенко Евгения ПетровнаСитуации, связанные с безразличием, унижением, отвержением или высмеиванием и т.д. как со стороны педагогов так и сверстников являются часто встречающимися в школьной среде. Даже чаще чем физическое насилие. Вопросы насилия актуальны вне зависимости от времени и их форм.
Гончарова Наталья ПетровнаНасилие - это актуальная проблема, которую нужно решать как в семье, так и в образовательных учреждениях. Игнорирование этой проблемы серьезно сказывается на психическом состоянии ребенка и его дальнейшей жизни. Поэтому необходимо правильное отношение взрослых к этой проблеме.
Каюшкин Сергей Владимировичсчитаю, что данный проект очень важен для современных школ
Селютина Лариса ВалентиновнаПособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности.
Головина Лариса АлександровнаНа мой взгляд, авторы затронули актуальную тему. Данное методическое пособие позволит специалистам, работающим в школе, познакомиться с современным взглядом на проблему насилия, снабдит их работающими инструментами, которые они могут применять в своей ежедневной работе.
Приоволос Марина Дмитриевнанасилие в школе - одна из самых злободневных и актуальных проблем в современной школе
Ротанова Ирина НиколаевнаПрофессионально и доступно
Моисеев Александр МатвеевичАктуальность темы проекта сочетается с высоким качеством предлагаемых рекомендаций
Погожельская Елена ВладимировнаПредложен системный подход к профилактике насилия.
Голованов Виктор ПетровичУспешно решает проблему формирования личной безопасности ребенка
Соколова Олеся Сергеевнаактуальность и практическая значимость
Байбородова Лариса Владимировнаочень актуально и полезно для моей работы
Петрова Мария ЮрьевнаПредотвращение насилия в школе-одно из самых важных проблем современности... и это необходимо решать с помощью регулярных уроков/семинаров со стороны педагогов
Козицина Елена Александровнаданное пособие пригодится мне в моей профессиональной деятельности
Филиппова Екатерина ИогановнаАктуальность темы. Практико-ориентированный подход. Анализ результатов международных исследований и обзор подходов в разных странах.
Кирпичева Галина ВладимировнаМетодические пособия по данной тематике крайне необходимы для работы школьных педагогов и психологов
Кострубова Галина АнатольевнаОчень важно научить педагогов образовательных организаций, администрацию предвидеть и предотвращать насилие в ученических коллективах, правильно и грамотно действовать в ситуации, когда оно произошло. Спасибо авторам, что такое пособие появилось!
Биганова Галина ГабидавнаИнтересный проект, полезный для работы с подрастающим поколением
Кутанова Рано АлымбековнаШкола без насилия. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях
Мураталиева Надежда ХамидовнаНасилие - неприемлемое явление в детско-родительских отношениях и в системе образования
Эркенова Мариям МустафаевнаЧрезвычайно актуальная тема. Представляет интерес как методология исследования проблемы, так и опыт практической реализации профилактики насилия в школе.
Комиссарова Наталья Семёновная за школу без насилия ,процесс обучения должен быть приятным а когда учитель приходит на работу оторваться на детях,я против этого!
Ломтатидзе Ольга Валерьевнаспасибо за материалы- работаю в школе ,очень актуально!
Белозерова Мария ВладимировнаДостойное пособие для профессионалов в области педагогики и психологии по проблематике насилия в образовательной среде.
Никитина Ирина ПавловнаОчень нужный проект в школе!
Идобаева Ольга АфанасьевнаВ высшей степени актуальная тематика работы
Долинин Сергей ПетровичЭто дело будущего. Его надо развивать.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su