Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Конструктор “Читаю, считаю и пишу без запинки”»


Автор:

Начальный этап освоения чтения и письма для детей – это вхождение в новый этап развития личности ребенка. Важно дать правильное направление с самого начала. В авторской методике обучения началам грамоты Плюсниной Е.М., предлагается использовать уникальный конструктор букв, цифр, который необходим для развития творческого мышления детей. Радость творчества, незабываемых открытий, развитие восприятия и памяти, подготавливающих к чтению и письму без запинки, знакомство с новыми формами работы в процессе начального обучения грамоте – это главное, что дает работа с конструктором.

Методологические и теоретические основания технологии обучения:

  • междисциплинарные связи – основа продуктивного обучения;
  • обучение с упреждением – соблюдение межэтапных связей;
  • своевременность введения каждого этапа обучения – облегчение отработки навыков;
  • формирование индивидуального стереотипа речевой деятельности – основная задача речевого развития;
  • квалиметрия – от количественных характеристик к качественным;
  • определение понятия начальной грамотности и описание уникальных свойств этого явления.

 Методы и приемы обучения началам грамоты:

  • игровые приемы знакомства с буквами (волшебные превращения);
  • синтезировано-аналитический способ обучения;
  • связь изображения предметов из элементов конструктора с подготовкой к красивому письму;
  • способы и упражнения развития орфографического чутья языка;
  • практический показ всех возможностей конструктора.

Возможности конструктора велики: из его элементов можно составлять рисунки, орнаменты и таким образом развивать творческое воображение детей, а подписи названий рисунков познакомят детей с буквами и цифрами, поскольку рисунки можно не только подписывать, но и нумеровать. Интерес, который поддерживается созданием собственных рисунков, помогает развить усидчивость, произвольное внимание, а также увеличивает мотивацию к учебной деятельности, поскольку успехи всегда окрыляют.

Подготовка к учебной деятельности, которая происходит с радостью, с увлечением и с любовью, помогает развивать произвольное внимание. Успехи ребенка будут способствовать в дальнейшем к возникновению интереса к чтению книг. Началом этого послужат несложные занятия по составлению рисунков, букв и цифр.

Описание конструктора

Конструктор состоит из 125 пластмассовых элементов белого цвета. Такое количество необходимо для того, чтобы можно было составлять не только любые рисунки, но и подписи к ним на русском и английском языках.

Возможности конструктора

  1. Составление рисунков
  2. Знакомство с написанием слов\букв
  3. Знакомство с геометрическими фигурами
  4. Развитие глазомера и чувства пропорциональности
  5. Развитие мелкой моторики пальцев
  6. Составление как заглавных, так и строчных букв
  7. Предупреждение зеркального отражения букв
  8. Развитие творческого пространственного воображения
  9. Обучение счету

Для кого нужен конструктор?

Конструктор букв предназначается для не читающих детей и для детей, который путают буквы. Следовательно, применять его можно как в детском саду, так и в первом классе. Особенно он будет полезен при проведении индивидуальных, дополнительных занятий. Конструктор букв поможет детям не только в запоминании букв, но и в четком их различении, т.к. конструирование - это, прежде всего, работа рук и мысли, творческое применение элементов букв.

В процессе работы с конструктором у детей развивается пространственная ориентировка, а также чувство пропорциональности и симметрии. Например, если ребенок захочет составить букву Б таким образом: Ь , то он увидит, что «козырек» у буквы значительно длиннее, т.е. не соответствует нужным пропорциям, значит необходимо взять другой элемент. То же самое будет происходить в случае зеркального изображения букв: ученик должен постоянно сравнивать, что у него получилось, с тем, что нужно было сделать. Во время игры в этот конструктор ребенок находится в активной позиции, раскрывается его творческий потенциал.

Предупреждение орфографических ошибок

Составление как заглавных, так и строчных букв, дает возможность изучить правила написания заглавных букв в именах людей, кличках животных, названиях городов и т.д.

Когда дети будут подписывать рисунки, то правильное написание слов будет запоминаться. Детям нужно будет подчеркивать, что многие слова слышатся и пишутся по-разному. Формировать внимательное отношение к орфографической стороне слова, нужно начинать как можно раньше, в момент подписи рисунков и написании первых слов.

Развитие мелкой моторики пальцев

Для того чтобы у детей хорошо развивалась речь, очень полезно развивать мелкую моторику пальцев. При использовании конструктора, дети будут перебирать элементы букв, подбирать мелкие и крупные детали.

Есть и специальное задание для развития координации руки и глаза. Составленные буквы можно обводить и раскрашивать, штриховать, заполнять мелкими буквами.

Развитие творческого пространственного воображения и знакомство с геометрическими фигурами

Из элементов конструктора можно делать небольшие постройки, объемные конструкции (например «башенки», «колодцы» и др.). Как правило, в основании будет лежать какая-либо геометрическая фигура (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.). Дети будут с ними знакомиться через практическое применение, и, значит, легче запоминать.

В составленных рисунках тоже часто будут встречаться геометрические фигуры, их надо называть.

Обучение счету

Элементы конструктора могут использоваться как счетные палочки и так же из них можно составлять цифры.

Апробация конструктора проводилась в течение двух лет в англо-русской школе начальной грамотности «BEZZAPINKI».

Патент на полезную модель №146167 от 4 июля 2013 года зарегистрирован 1 сентября 2014 года.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su