Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации профильного обучения» (монография)


Красношлыкова, О. Г. Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации профильного обучения [Текст]: монография / О. Г. Красношлыкова, С. В. Новикова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – 258 с. – (Серия «Реализация компетентностного подхода в профильном обучении»). – ISBN 978–5–7148–0429–8

Монография представляет собой научное исследование, проект, реализуемый авторами в течение семи лет.

Знание закономерностей психологического развития обучающихся позволяет педагогу конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности школьника, а психологизация образовательного процесса становится стержнем проектирования нового содержания образования.

Актуальность, научная и практическая значимость

Монография «Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации профильного обучения» посвящена рассмотрению проблем образования, связанных с изменением целей и ориентиров системы образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Это в свою очередь ставит вопрос о поиске оптимальных путей, новых механизмов и средств оценивания результатов образовательной деятельности, выраженных главным образом в ключевых компетенциях выпускника средней школы.

Актуальность монографии обусловлена анализом возможностей использования профильного обучения в формировании ключевых компетенций обучающихся, обосновывается и экспериментально проверяется комплекс педагогических условий формирования компетенций обучающихся, который базируется на психологизации образовательного процесса.

В данной работе психологизация выражается, прежде всего, в том, что субъекты образования должны владеть знанием закономерностей развития личности обучающихся, организовывать образовательный процесс с учетом индивидуально-типологических, возрастных особенностей школьников; проектировать образовательный процесс на основе психолого-педагогического сопровождения.

В монографии представлено, что организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения сегодня – это поиск новых путей и средств обучения, воспитания и развития обучающихся на основе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с учетом потребности общества в социально активной, творческой, инициативной личности выпускника.

Практическое значение исследования заключается в разработке организационно-методического и программного обеспечения процесса формирования ключевых компетенций.

Основное содержание работы

Первый раздел «Формирование ключевых компетенций обучающихся как психолого-педагогическая проблема» посвящен сравнительному анализу концептуальных подходов в образовании в психолого-педагогической теории и практике, характеристике ключевых компетенций обучающихся, определению компонентов, критериев и показателей их сформированности, а также показана взаимосвязь между формированием ключевых компетенций и возрастными особенностями школьников. С учетом психологических новообразований старшего подросткового и раннего юношеского возраста определена необходимость формирования ключевых компетенций школьников (коммуникативной, социальной, личностного самосовершенствования), значимых для развития личности в эти возрастные периоды.

Во втором разделе «Педагогические условия формирования ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации профильного обучения» раскрывается содержание и реализуются предлагаемые педагогические условия формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • осуществление психолого-педагогической подготовки педагогов и организация психолого-педагогического сопровождения;
  • обновление школьного компонента содержания профильного обучения и форм организации учебной деятельности в урочное и внеурочное время;
  • обеспечение вариативности форм оценивания образовательных результатов и личностных достижений обучающихся.

В этом разделе акцент делается на организации психолого-педагогической подготовки педагогов и психологической составляющей образовательного процесса. Обоснована необходимость разработки и реализации курсов по выбору социально-психологической направленности, так как большинству юношей и девушек не хватает общих знаний в области психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера.

Приложение содержит разработанные и апробированные авторами программы повышения профессионального мастерства для педагогов, курсы по выбору для обучающихся, методики диагностики ключевых компетенций.

Выводы и результаты

В монографии обосновано, что период обучения на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения является психологически оптимальным для формирования рассматриваемых компетенций, а реализация профильного обучения обеспечивает благоприятные условия их формирования.

В рамках проекта определены компоненты ключевых компетенций, а также критерии и показатели их формирования (коммуникативной, социальной, личностного самосовершенствования); показано соответствие компонентов компетенций и оценки их сформированности; разработан и адаптирован пакет инструментов для их диагностики. Обоснована необходимость применения в учебной деятельности активных форм и методов обучения, компетентностно- ориентированных заданий, деятельностно-ориентированных курсов, способствующих интеграции урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации профильного обучения.

Результаты работы были представлены в рамках Всероссийского конкурса «Образование: взгляд в будущее» отдельные материалы проекта отмечены дипломом 1-й степени и грамотой Президента Российской академии образования (2009 г.).

Программа экспериментальной деятельности и промежуточные результаты эксперимента отмечены дипломом лауреата и медалью «За службу образованию» на Всероссийском конкурсе «Управление современной школой» ( Москва, 2010 г.).

Разработанные методические материалы отмечены грантами губернатора Кемеровской области (2008 г.; 2012 г.).

По теме монографии опубликовано шесть статей в журналах ВАК.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su