«Методология прикладных исследований невербального поведения человека. Невербальное общение: социально-психологические факторы интерпретации и конструирования невербального поведения» (печатное издание)
Актуальность
Развитие методологии прикладных исследований невербального поведения связано, прежде всего, с разработкой междисциплинарного подхода к решению проблемы кодирования – интерпретации экспрессии человека. Прикладные аспекты решения данной проблемы затрагивают вопросы культурного развития взрослого человека и детей, становления культурных форм поведения, овладения культурными средствами общения. В последнее время, в связи с исследованием эмоционального интеллекта возрос интерес к изучению разнообразных функций невербального поведения, а также усилилось внимание к феноменам управления, моделирования невербального поведения. Успешное кодирование и интерпретация невербального поведения способствует социальной адаптации, межличностному, межкультурному и межэтническому общению, влияет на ощущение субъективного благополучия, на микроклимат в образовательных и других организациях, является показателем уровня развития личности. В этой связи разработка методологии прикладных и практических исследований невербального поведения, выявление социально-психологических факторов интерпретации и конструирования невербального поведения в процессе непосредственного взаимодействия становится одной из актуальных задач современной психологии.
Социальная значимость проекта заключается в том, что его методология была реализована в процессе изучения педагогического общения (учителя-студенты-школьники), в процессе исследования общения детей дошкольного возраста со сверстниками, в ситуации «общения с равными» и в ситуации общения, отличающейся ролевыми позициями, когда партнеры являются и субъектами, и объектами процессов кодирования и интерпретации, имеют или не имеют опыт непосредственного общения друг с другом. Такой подход к изучению кодирования-интерпретации невербального поведения дает важную информацию о причинах эффективного-неэффективного взаимодействия, обучения, воспитания.
Научная и практическая значимость проекта
Научная значимость. В проекте были учтены современные тенденции развития психологии невербального общения: 1.Переход от изучения индивидуального невербального поведения к изучению невербальной интеракции, к изучению невербального поведения в процессе диалога; 2. Переход от анализа отдельных застывших невербальных взаимодействий к изучению невербального поведения, разворачивающегося в процессе общения (во времени); 3.Переход от исследований отдельных систем, подсистем невербального поведения к изучению целостного динамического невербального поведения;4. Переход от поиска наиболее адекватного психологического значения к построению психологического, смыслового пространства невербального поведения; 5. Включение контекста общения в качестве базового фактора понимания невербального поведения. В процессе выполнения проекта были разработаны методы исследования, учитывающие вышеперечисленные тенденции: методика «Диагностика сложившихся интерпретационных схем и уровней интерпретации невербальных кодов»; разработана «Процедура кодирования невербального поведения», которая дополнила созданную раньше методику «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения».
Практическая значимость проекта заключается в разработке правил и принципов визуальной психодиагностики личности на основе ее невербального поведения, в построении спецпрактикума в рамках курса «Психология экспрессивного поведения».
Значение проекта для психологии заключается в развитии гуманитарной методологии, учитывающей то, что наблюдаемое, интерпретируемое невербальное поведение есть результат взаимодействия личности и ситуации общения, что «смысловое пространство невербального общения» наиболее точно отражает как особенности взаимосвязей между невербальным поведением и многогранными личностными образованиями, особенности кодирования – интерпретации невербального поведения, так и зависимость этих процессов от контекста, ситуации общения, от степени и модальности значимости партнеров друг для друга, сопряженной с рефлексией и переживанием прошлого опыта взаимодействия.
Цель проекта состояла в разработке методологии прикладных исследований невербального поведения человека. Реализация этой цели включала создание теоретических принципов проведения исследований невербального поведения, соответствующих им методов и проведение на их базе конкретных эмпирических исследований, разработку правил визуальной психодиагностики.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Психологи: преподаватели психологии, практикующие психологи, педагоги, учителя, сотрудники центров по работе с персоналом, студенты различных гуманитарных специальностей, магистры, аспиранты.
Основное содержание работы (этапы)
1 этап (09.2010 – 05.2012.). Теоретико-методологический анализ проблемы кодирования и интерпретации невербального поведения. Рассмотрение истоков психосемантического и смыслового пространства невербального поведения; обсуждение проблемы невербального кода и особенностей кодирования невербального поведения; разработка подходов к фиксации невербальных кодов и интерпретации в практической деятельности психолога; подготовка презентаций результатов исследования и публикаций.
2 этап (01-12.2013) Создание комплекса методов диагностики и развития способности к кодированию и интерпретации невербального поведения; проведение эмпирических исследований: Кодирование-интерпретация экспрессии эмоциональных состояний различными субъектами педагогического общения; Кодирование – распознание дошкольниками лицевых выражений эмоций. Подготовка публикаций, проведение практико-ориентированных семинаров
3. Этап (01-12.2014) Разработка принципов и правил визуальной психодиагностики на основе невербального поведения. Проведение мастер-классов, подготовка к изданию статей и монографии.
Результаты
1. Результаты выполненного проекта представлены на международных конференциях:
- The 13th European Conference on Facial Expression, 2010 (Social-Psychological Factors of Facial Expression Recognition in Russian and Mongolian Adolescents;
- 12th European Congress of Psychology. Istambul, 2011 (Dynamics of the Relations of the Person in the Course of Dance-Expressional Training); 3rd International scientific conference «Education and Applied Psychology». Vienna. 28th July, 2014; International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts — SGEM2014. «Psychology and Psychiatry, sociology and healthcare, education». Albena. BULGARIA. 1-10 September, 2014;
- III и IV Международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии». Смоленск 24-25 мая 2012; 30-31 мая 2014. (Этно-культурные различия в представлениях о паттернах невербального поведения); (Адекватность интерпретации африканскими студентами невербального поведения людей с европейским внешним обликом как фактор социально-психологической адаптации к инкультурной среде);
- I Международная конференция «Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций» Киев-Москва, 3-6 февраля 2014 (Визуальная методология исследования коммуникативного имиджа современных политиков);
- Всероссийская психологическая конференция с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014;
- Всероссийская научная конференция «Лицо человека в науке, искусстве и практике». Москва 02-03 октября, 2014.
2. Организована работа секции «Проблемы невербального общения и выражения отношений», сделан доклад «Проблема взаимосвязи общения и невербального поведения: многозначность и «двусмысленность» интерпретаций» на пленарном заседании международной конференции «Психология общения и доверия: теория и практика» (Москва, МГУ, 6-7 ноября 2014).
3. Созданы методики.
4. Дополнены статьи для энциклопедического словаря по психологии общения (2-е издание) в раздел «Невербальное общение».
5. Проведен мастер-класс для практикующих психологов «Кодирование невербального поведения в различных ситуациях взаимодействия» (Ростов-на-Дону, 10.014).
6. Издано учебное пособие «Визуальная психодиагностика личности».
7. Опубликованы результаты выполненного проекта в зарубежных и отечественных изданиях:
- Preschool Children's Coding of Facial Expression of Emotions: Humanistic-psychological Approach // Procedia — Social and Behavioral Sciences 146 (2014) p.p.246–251;
- Детерминанты кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций: опыт общения и гендер // Человек. Сообщество. Управление. 2014. №1. С. 101-113;
- О смысловом пространстве невербального общения // Российский психологический журнал. 2014. №3. С.93-109;
- Влияние гендерно-возрастных характеристик моделей лицевой экспрессии на успешность их распознания дошкольниками // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. №12-1. С.27-33.
8. Издана монография «Методология прикладных исследований невербального поведения человека». Deutschland.Saabrucken: LAP LAMBERT. PAL-Palmarium Academic Publishing, 2014.