«Жизненные проблемы подростков и способы их разрешения: Россия 1993-2005 гг.» (серия печатных изданий)
- Наш проблемный подросток: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб., Союз, 1998. – 144 с.
- Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. (Кросскультурное сравнение: Потсдам – Санкт-Петербург): Коллективная монография. / Под ред. Б. Кирш , Л. А. Регуш– СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 130 с.
- Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. – 191 с.
- Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 193 с.
- Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., Речь, 2005. – 387 с.
Актуальность. Проект охватывает период с 1993 года по 2005, т.е. период существенных политических и социально-экономических изменений в России. В этот период оставались без ответа вопросы о том, какие психические изменения происходят с подростками, взросление которых совпало с социально-экономическим кризисом. Другая причина, обусловившая актуальность состоит в том, что новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между учителями и подростками, между подростками и их родителями. Идея личностно-ориентированного подхода во взаимоотношениях не только декларируется, она стала реальным обстоятельством жизни людей. Литература докризисного периода в основном описывает те трудности, которые испытывали взрослые в воспитании подростков, но о проблемах и трудностях самих подростков данных практически нет.
Социальная, научная и практическая значимость. Проводившееся в течение десяти лет исследование является первым и единственным в России проектом, в рамках которого систематически с помощью одного и того же инструментария фиксировались проблемные переживания и способы разрешения проблем подростками, живущими в особый (переходный, кризисный период). Значимость полученных данных состоит прежде всего в том, что установили те области проблемных переживаний, на которые следует обратить особое внимание при организации воспитательной работы с подростками, при социально–психологическом консультировании родителей, при финансировании тех или иных социальных программ. Результаты исследования дали научное обоснование для управления проектами по социализации российских подростков в кризисный и посткризисный период. Проект привлек к себе внимание психологов из различных городов России (Сыктывкар, Грозный, Комсомольск-на-Амуре, Челябинск, Тобольск), которые дополнили сведения, собранные участниками проекта, предоставили свои материалы для публикации в совместных сборниках и еще раз подтвердили объективность полученного в ходе исследования материала.
Значение для развития психологии. Проект стал основанием для становления дифференциальной психологии развития, необходимость в которой только начинает осознаваться. Проведенные исследования с убедительностью показали влияние социальной дифференциации подростков на их психические состояния, в частности на проблемные переживания и способы разрешения проблем. Зафиксированные психологические характеристики подростков периода кризиса становятся научным фактом, который может служить основанием для сравнения с данными о подростках, живущих в иных социально–экономических условиях.
Цели. Изучить проблемные переживания и способы их разрешения подростками 12-16 лет, обучающимися в общеобразовательных школах, и тем самым дать научное обоснование для организации практической работы с теми их них, кто находится в состоянии высокой проблемной озабоченности и имеет установку на деструктивные способы разрешения проблем; выявить динамику проблемных переживаний подростков на протяжении десятилетия, проведя соответствующие срезы в 1993, 1996, 2001 годах; установить различия в проблемных переживаниях подростков разного возраста и пола.
Аудитория, на которую рассчитан проект. Специалисты в области психологии развития (преподаватели психологии). Практические психологи, работающие с подростками и их родителями. Общественные организации, управляющие проектами по работе с молодежью. Государственные службы по работе с подростками и молодежью, нуждающиеся в научно-психологическом обосновании управленческих решений.
Основное содержание работы (или ее этапы). 1 этап: 1992-1993 гг. - разработка инструментария, его адаптация и подготовка материальной базы обследования; заключение договоров со школами, подготовка исследователей, проведение первого обследования в школах (1993г), обработка результатов. 2 этап: 1995–2000 гг. - подготовка второго среза, проведение обследования (1996 год), обработка результатов; подготовка к печати книги «Наш проблемный подросток» (1998), подготовка к печати книги «Жизненные проблемы и способы их разрешения» (кросскультурное сравнение: Потсдам – С-Петербург). 3 этап: 2001-2005гг. - подготовка третьего среза (2001 год), обработка результатов. Проведение сравнительного анализа результатов опроса 1993, 1996, 2001 годов. Разработка коррекционных программ для работы с «проблемными» подростками и их апробация, что нашло отражение в книге «Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы» СПб, 2003. Подготовка к печати книги, обобщающей результаты исследовательской работы по проекту и практической работы психологов, которые проявили желание опубликовать свои данные. Книга «Психология современного подростка» СПб. 2005 г.
Результаты, выводы. На основе результатов обследований, проведенных в 1993, 1996, 2001 годах в Санкт-Петербурге, а также в других городах России, установлено, что в период социально-экономического кризиса в России будущее стало для подростков в возрасте от 12 до 16 лет той областью жизни, которая вызывает наибольшую тревогу и проблемные переживания. Об этом говорит тот факт, что из всех областей жизни во все годы (1993, 1996, 2001) будущее имеет самую высокую проблемную озабоченность
Обнаружено обострение проблемных переживаний подростков, связанных с родительским домом. Во все годы, когда проводился опрос, область «родительский дом» имела второе место по проблемной озабоченности. Для нашей страны в современных условиях одним их важнейших направлений работы психолога должна стать работа с родителями, или одновременно с подростками и их родителями. При изучении способов, которые используются для разрешения проблем – доминирующим являются активные стратегии, однако четко проявляется тенденция снятия с себя ответственности при их использовании. Это факт также указывается на направления воспитательной и коррекционной работы с подростками.
Регуш Людмила Александровна - доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена.