Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Жизненные проблемы подростков и способы их разрешения: Россия 1993-2005 гг.» (серия печатных изданий)


Автор:
  • Наш проблемный подросток: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш. – СПб., Союз, 1998. – 144 с.
  • Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. (Кросскультурное сравнение: Потсдам – Санкт-Петербург): Коллективная монография. / Под ред.  Б. Кирш , Л. А. Регуш– СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 130 с.
  • Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. – 191 с.
  • Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 193 с.
  • Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., Речь, 2005. – 387 с.

Актуальность. Проект охватывает период с 1993 года по 2005, т.е. период существенных политических и социально-экономических изменений в России. В этот период оставались без ответа вопросы о том, какие психические изменения происходят с подростками, взросление которых совпало с социально-экономическим кризисом. Другая причина, обусловившая актуальность состоит в том, что новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между учителями и подростками, между подростками и их родителями. Идея личностно-ориентированного подхода во взаимоотношениях не только декларируется, она стала реальным обстоятельством жизни людей. Литература докризисного периода в основном описывает те трудности, которые испытывали взрослые в воспитании подростков, но о проблемах и трудностях самих подростков данных практически нет.

Социальная, научная и практическая значимость. Проводившееся в течение десяти лет исследование является первым и единственным в России проектом, в рамках которого систематически с помощью одного и того же инструментария фиксировались проблемные переживания и способы разрешения проблем подростками, живущими в особый (переходный, кризисный период). Значимость полученных данных состоит прежде всего в том, что установили те области проблемных переживаний, на которые следует обратить особое внимание при организации воспитательной работы с подростками, при социально–психологическом консультировании родителей, при финансировании тех или иных социальных программ. Результаты исследования дали научное обоснование для управления проектами по социализации российских подростков в кризисный и посткризисный период. Проект привлек к себе внимание психологов из различных городов России (Сыктывкар, Грозный, Комсомольск-на-Амуре, Челябинск, Тобольск), которые дополнили сведения, собранные участниками проекта, предоставили свои материалы для публикации в совместных сборниках и еще раз подтвердили объективность полученного в ходе исследования материала.

Значение для развития психологии. Проект стал основанием для становления дифференциальной психологии развития,  необходимость в которой только начинает осознаваться. Проведенные исследования с убедительностью показали влияние социальной дифференциации подростков на их психические состояния, в частности на проблемные переживания и способы разрешения проблем. Зафиксированные  психологические характеристики подростков периода кризиса становятся научным фактом, который может служить основанием для сравнения с данными о подростках, живущих в иных социально–экономических условиях.

Цели. Изучить проблемные переживания и способы их разрешения  подростками 12-16 лет, обучающимися в общеобразовательных школах, и тем самым  дать научное обоснование для организации практической работы с теми их них, кто находится в состоянии высокой проблемной озабоченности и имеет установку на деструктивные способы разрешения проблем; выявить динамику проблемных переживаний подростков на протяжении десятилетия, проведя соответствующие срезы в 1993, 1996, 2001 годах; установить различия в проблемных переживаниях подростков разного возраста и пола.

Аудитория, на которую рассчитан проект. Специалисты  в области психологии развития (преподаватели психологии). Практические психологи, работающие с подростками и их родителями. Общественные организации, управляющие проектами по работе с молодежью. Государственные службы по работе с подростками и молодежью, нуждающиеся в научно-психологическом обосновании управленческих решений.

Основное содержание работы (или ее этапы). 1 этап: 1992-1993 гг. - разработка инструментария, его адаптация и подготовка  материальной базы обследования; заключение договоров со школами, подготовка исследователей, проведение первого обследования в школах (1993г), обработка результатов. 2 этап:  1995–2000 гг. - подготовка второго среза, проведение обследования (1996 год), обработка результатов; подготовка к печати книги «Наш проблемный подросток» (1998), подготовка к печати книги «Жизненные проблемы и способы их разрешения» (кросскультурное сравнение: Потсдам – С-Петербург). 3 этап: 2001-2005гг. - подготовка третьего среза (2001 год), обработка результатов. Проведение сравнительного анализа результатов опроса 1993, 1996, 2001  годов. Разработка коррекционных программ для работы с «проблемными» подростками и их апробация, что нашло отражение в  книге «Наш проблемный подросток: помогаем  разрешать проблемы» СПб, 2003. Подготовка к печати  книги, обобщающей результаты исследовательской работы по проекту и практической работы психологов, которые проявили желание опубликовать свои данные. Книга «Психология современного подростка» СПб. 2005 г.

Результаты, выводы. На основе результатов обследований, проведенных в 1993, 1996, 2001 годах в Санкт-Петербурге,  а также в других городах России, установлено, что  в период социально-экономического кризиса в России будущее стало для подростков в возрасте от 12 до 16 лет  той областью жизни, которая вызывает  наибольшую тревогу  и проблемные переживания.  Об этом говорит тот факт, что из всех областей жизни  во все годы (1993, 1996, 2001) будущее имеет самую высокую проблемную озабоченность

Обнаружено обострение проблемных переживаний подростков, связанных с родительским домом. Во все годы, когда проводился опрос, область «родительский дом» имела второе место по проблемной озабоченности. Для нашей страны в современных условиях одним их важнейших направлений работы психолога должна стать работа с родителями,  или одновременно с подростками и их родителями. При изучении способов, которые используются для разрешения проблем – доминирующим являются активные стратегии, однако четко проявляется тенденция   снятия с себя ответственности при их использовании. Это факт также указывается на направления воспитательной и коррекционной работы с подростками.

Регуш Людмила Александровна - доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена. 


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su