«“Частные визиты” (записки психоаналитика): клинические случаи в изложении для специалистов и широкой аудитории» (книга)
Решетников М.М. «Частные визиты». — СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2013. — 202 с.
Книга профессора Михаила Решетникова «Частные визиты» (Записки психоаналитика) представляет собой подборку клинических случаев из практики автора. Ее публикация преследовала собой две основные цели — образовательную (поскольку издание предназначено для коллег-аналитиков) и просветительскую (так как оно обращено одновременно и к самой широкой читающей публике).
Специфическая особенность подготовки психотерапевтов состоит в том, что встречи с пациентами не предполагают присутствия посторонних, включая коллег или студентов. Поэтому, после усвоения теоретических основ того или иного метода, обучение специалистов ведется преимущественно в форме презентаций случаев, супервизий и персонального тренинга. По поводу этих видов работы написано множество статей и книг, но подробное описание случаев встречается не так уж часто, несмотря на стабильный запрос профессионального сообщества именно на такое представление методических материалов.
В книге «Частные визиты» в описании каждого случая приводятся краткие данные о пациенте, а также дается дословное содержание двух-трех ключевых сессий. При этом, если в «выходных данных» (т.е. представлении пациента), по понятным этическим соображениям, что-то «корректировалось», то все происходившее на сессиях передается без каких-либо исправлений, уточнений или дополнений.
В некотором смысле эта работа развивает идею о необходимости возвращения психоаналитического творчества к его классической парадигме. Психоанализ стал достоянием современной культуры во многом благодаря тому, что и Фрейд, и первая волна его выдающихся последователей писали высокохудожественным и высоконаучным языком, но одновременно — понятным любому образованному человеку.
Отсюда естественным образом вытекает обращенность книги к широкой читательской аудитории.
Безусловно, многие обращаются к психотерапии и с обычными житейскими невзгодами, но большинство случаев тяжелой психопатологии все-таки исключительны в своей трагичности. Когда автор начинал систематическое изучение работ Фрейда, у него были сомнения по поводу того, не преувеличивает ли основатель психоанализа роль детской сексуальной травмы в генезе психопатологии. Но эти сомнения рассеялись, как только началась практика — детские сексуальные травмы с закономерностью обнаруживались практически во всех случаях тяжелых психических расстройств. Причем понятие «детской сексуальной травмы» зачастую трактуется крайне примитивно и нередко ограничивается только вариантами физического насилия.
Об этом нужно знать не только специалистам, но и всем родителям, поскольку у большинства из них в отношении первого (а нередко — и единственного) ребенка нет никакого опыта построения отношений, никаких знаний о его психосексуальном развитии и тех опасностях, которые подстерегают его на самых ранних этапах формирования личности. Одним из последствий такого незнания являются все более многочисленные ситуации, когда дети становятся «разменной монетой» в межличностных, имущественных, сексуальных и всех прочих отношениях родителей.
Поэтому это издание адресовано не только коллегам, но и всем, кто уже имеет или планирует иметь детей, и хотел бы, чтобы они были психически здоровы и счастливы.