Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развитие творческой активности младших школьников» (методика диагностики творческой активности, программа внеурочных занятий, рабочая тетрадь)


Развитие творческой активности детей является одной из главных ценностей современного общества и приоритетных задач образования. Однако проблема заключается в том, что как показывают исследования на протяжении ряда лет, в процессе обучения знания и возможности детей растут, а познавательная мотивация и творческая активность детей падает (Б.Ю.Большаков 1982, А.А.Мелик-Пашаев 1998, Максимова С.В. 2001, Туник Е.Е. 2004, А. Грецов 2006).

С нашей точки зрения, причина этого кроется в недостаточном понимании педагогами психологических механизмов развития творческих способностей, авторитарном способе взаимодействия с учениками, преобладании репродуктивных форм обучения, оценочной системе.

На основе теории неадаптивности В.А. Петровского нами была разработана активно-неадаптивная концепция развития творческой активности личности, согласно которой в способности к творчеству можно выделить две разные по сущности и психологическим механизмам составляющих – способности к порождению собственных идей (неадаптивная активность – НА) и способности к их реализации (адаптивная активность – АА). Даются определение этих понятий и соответствующее определение творчества, творческого потенциала, творческой реализованности.

Выделение двух различных по природе и механизмам составляющих творчества позволило изучить психологические механизмы и педагогические условия развития творческой активности личности в онтогенезе.

Большинство методик, выявляющие творческие способности детей, направлены на диагностику АА, так содержат в себе инструкцию «придумай рассказ», «дорисуй рисунок», «реши задачу» и т.д. Нами разработана методика диагностики творческой активности детей «Альбом с замаскированными изображениями», в которой создается ситуация для возникновения самопроизвольной активности ребенка, хотя такая задача не ставиться. Таким образом удается выявить как творческий потенциал, так и способность его реализовать.

Исследование показало, что у дошкольников способность к порождению идей (НА) и способность к их реализации (АА) коррелируют, а начиная с первого класса школы появляется расхождение. По уровню развития способности к порождению идей (НА) и уровню способности к реализации идей (АА) школьников можно разделить на 4 группы.

Первая группа детей, продуцирующих много собственных идей и способных реализовать их (высокий уровень НА и высокий АА) была названа «Звездочками». Однако, по данным исследования они не являются наиболее успешными в школе учениками. Первое место по школьной успешности занимают так называемые «Исполнители» - дети, хорошо справляющиеся с поставленными задачами, но неспособные к самостоятельной постановке задач (низкий уровень НА, высокий уровень АА). Однако, будучи успешными в традиционной школе, в условиях современного изменяющегося мира успешность им не гарантирована. На третьем месте по успешности – дети с низким уровнем НА и АА (эту группу назвали «средними»). Наиболее проблемными в школе по успеваемости и по поведению являются дети с высоким, но нереализующимся творческим потенциалом (с высоким уровнем НА и низким АА). Причем способность к порождению новых идей у них подчас выше, чем у «Звездочек». Однако воплотить эти идеи в продуктивной деятельности они не могут и поэтому выражают свою активность в хулиганстве, неадекватном поведении и т.д. Учителя же оценивают таких учеников не как потенциально творческих, а как «невоспитанных», «больных» и т.д., тем самым только усугубляя их проблемность.

 

Высокая НА

Низкая НА

Высокая АА

«звездочки»

«исполнители»

Низкая АА

«проблемные»

«средние»

Исследования Н.Голланд показали, что среди наркозависимых также преобладают молодые люди с высоким, но нереализующимся творческим потенциалом. Таким образом, было показано, что высокий, но нереализующийся творческий потенциал может являться причиной школьной, а в последствии и социальной дезадаптации.

Необходимо систематическое отслеживание и диагностика творческой активности детей и выявление детей группы риска – «проблемных». С ними нужна дополнительная работа психологов, направленная на формирование позитивной самооценки через успешную творческую деятельность, например, с помощью методов арт-терапии.

Одним из инструментов раскрытия творческого потенция детей и взрослых является составление творческих портфолио.

Как показали наши исследования, основным механизмом развития является о-со-знание (совместное знание) себя в качестве субъекта творчества. Каждый ребенок изучает этот мир, экспериментирует, делает свои маленькие открытия, придумывает новые слова, порождает идеи, то есть обладает творческим потенциалом. Однако, если эти «творения» остаются незамеченными взрослыми, то дети быстро забывают о них и переключаются на другие мотивы (например, потребительские) и виды деятельности.

Если же взрослый обратит внимание на то, что произошло – произошел акт творчества, «открытие» - это что-то очень важное и ценное в нашей жизни и автор этого творения – (Имя ребенка), то тем самым взрослый поможет ребенку осознать себя в качестве творца, субъекта творчества и это осознание будет побуждать ребенка и дальше пробовать свои силы, искать новые возможности в различных сферах жизни.

Одним из инструментов такого о-со-знания является портфолио – копилка достижений. Важно, чтобы это было не разовое мероприятие – сделали, положили на полку и забыли, а система работы, чтобы ребенок знал, что есть такая книга, где он является главным героем, в которой собираются его лучшие работы, интересные вопросы, сочиненные истории, собственные видения и осознания и т.д., чтобы он сам был заинтересован в том, чтобы эта книга была «живой», постоянно обновлялась, чтобы он самостоятельно отбирал те работы, которые он считает достойными и принимал участие в ее оформлении. Важный принцип – совместное творчество. Например, рисунок ребенка – а рамка родителя, поделка ребенка, а оформление – воспитателя. Если ребенок почувствует, что его творчество ценится, радует взрослых – это даст ему мощный стимул к продолжению.

Нами был разработан курс внеурочной работы для учащихся 1-го класса по развитию творческой активности с помощью портфолио [6]. Курс направлен на осознание ребенком себя как неповторимой индивидуальности в различных областях окружающего мира – «я и моя семья», «Я и школа», «Я и природа», «Я в мире музыки и поэзии» и т.д. На групповых занятиях проводятся специальные упражнения, позволяющие актуализировать соответствующую тему, поразмышлять, увидеть реакцию одноклассников, а затем выполняются задания в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь «Я и мой мир» представляет собой портфолио ученика, которое заполняется в процессе групповой внеклассной работы по курсу «Портфолио как средство развития творческой активности учащихся», а также дома – вместе с родителями. Портфолио позволяет ребенку осознать себя как неповторимую личность – свои интересы, предпочтения, особенности, стремления, черты характера в различных контекстах – в семье, классе, мире культуры, в окружающем мире и т.д. О-со-знание («совместное знание») оказывается для ребенка возможно только с помощью других людей – родителей, педагогов, друзей. Задача воспитывающих взрослых – помочь ребенку лучше узнать себя, сформировать адекватную самооценку. Осознание себя как творческой личности является основным условием развития творческого потенциала человека, побуждая его к дальнейшему поиску и саморазвитию. В процессе работы с тетрадью решаются также сопутствующие задачи – адаптация к школе, развитие навыков общения, рефлексии, самооценивания.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 30 человек

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su