Система естественного развития ребенка, разработанная в начале прошлого века итальянкой Марией Монтессори, распространилась по всему миру. О тонкостях работы с детьми по этой системе рассказывает Алла Александровна Бердичевская, Монтессори-педагог, более 7 лет работающая по системе Монтессори.
- Алла Александровна, расскажите, как вы познакомились с системой Монтессори?
- Я долго работала воспитателем детского сада и однажды почувствовала, что работа по традиционным методикам не приносит мне удовлетворения. Хотелось не только давать детям знания, но и видеть, как они сами увлеченно познают мир. К сожалению, обычная программа детского сада не рассчитана на то, чтобы на занятиях учитывались интересы каждого ребенка. Дети делают поделки, учат песенки, рисуют, посещают кружки, но не тогда, когда им самим этого хочется, а подчиняются интересам взрослых - родителей или педагогов. Загоревшись идеей научиться вызывать у детей интерес к познанию, к учебе, к творчеству, я стала искать пути, и вскоре познакомилась с системой Марии Монтессори.
- Что привлекло вас в этой системе?
- Я нашла в ней именно то, что искала – система позволяет понять, как не давать детям готовые ответы на вопросы, которые они и не собирались задавать, а развивать в них желание получать знания самостоятельно. Важнейший принцип Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Глобальная цель обучения по системе Монтессори – приучить ребенка к тому, чтобы он научился сам добывать знания.
- И как же ребенок приучается самостоятельно работать?
- Создавая свою систему, Мария Монтессори верила в уникальность каждого ребенка и в то, что дети должны учиться, исходя из собственной мотивации. Поэтому дети в Монтессори-среде имеют возможность выбора занятия и учатся в собственном ритме. В нашем детском саду в Монтессори-группе есть несколько зон. Зона двигательного развития, в которой дети имеют возможность активно двигаться. В зоне сенсорного развития дети знакомятся с разными цветами, узнают, что такое длина, ширина, высота и так далее. Как понятно уже и по названию, в зоне навыков практической жизни дети развивают мелкую моторику пальцев и получают возможность освоить навыки, которые пригодятся им в быту: учатся аккуратно наливать воду, застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, аккуратно складывать вещи. В математической зоне дети учатся познавать мир математических понятий на доступном для их возраста уровне, а в языковой, исследуют специальные карточки с шершавыми буквами, подготавливаясь к письму и чтению. Работая в этих зонах, дети сами выбирают себе занятия. У нас в группе не бывает лентяев. Сторонние наблюдатели, приходя в группу, отмечают, что дети постоянно чем-то заняты, увлечены.
- Что происходит на занятиях по системе Монтессори?
- Занятия проводятся в обычной комнате. Мебель в комнате легкая, удобная для маленьких детей. На стеллажах, стоящих по периметру комнаты, размещен дидактический материал в виде разнообразных пособий. Каждому пособию отведено определенное место в соответствии с зоной развития.
Перед началом занятия звучит спокойная музыка. Занятие начинается с ходьбы по линии – дети следуют за педагогом по ковру, выполняя упражнения на концентрацию внимания. Затем происходит беседа в кругу, после беседы все расходятся к стеллажам и берут дидактический материал из разных зон в соответствии со своим интересом. Занятие с Монтессори-материалами длится более часа, за это время дети успевают сменить 5-6 видов деятельности. Постепенно сосредоточенная работа с материалом завершается под музыку и дети, убрав пособия на место, собираются вместе. Во время обсуждения в кругу происходит подведение итогов занятия.
- А в чем заключается задача педагога?
- Главная – и очень сложная! - задача педагога: проследить за каждым ребенком и заметить, что ему интересно. Монтессори-педагог должен знать о детях все – не только их уровень развития на сегодняшний день, но и обеспечить эону ближайшего развития. Педагог должен постоянно наблюдать за детьми. Желая воспитать свободную личность по системе Монтессори, необходимо учесть три главных момента в освоении системы: нужно идти от интересов ребенка; уметь организовать обучающую среду с дидактическим материалом; научиться преподавать, ничего не навязывая ребенку, используя его жадную потребность в изучении окружающего мира.
Система Монтессори позволяет давать детям материал в том объеме и в том темпе, который соответствует уровню развития ребенка. Каждый ребенок учится по-своему. Пока ребенок не ознакомится в достаточной мере с одним материалом, другой ему будет просто не интересен. У преподавателей такая позиция: «дети, вы можете посмотреть все, что угодно, любую коробку». Если материал не соответствует уровню развития ребенка, он может рассмотреть материал, но педагог не будет делать презентацию этого материала. Процесс развития идет постепенно.
Чтобы полностью проникнуться атмосферой Монтессори-педагогики, нужно посетить тематический семинар и на практике понять, близко ли это педагогу. Затем посетить семинар по каждой зоне, чтобы подробно записать и посмотреть презентации, а затем методические семинары, где можно ознакомиться с опытом и наработками практикующих педагогов. Далеко не каждый воспитатель способен стать Монтессори-педагогом, поскольку очень трудно взрослому, сформировавшемуся человеку перестроиться с традиционной педагогики на новый лад. В Монтессори-среде неприемлем авторитарный стиль, не нужна многословность, учитель должен быть очень внимателен к поведению детей, ему ежедневно приходится вести работу с родителями.
- Дети занимаются только в группе или выполняют какие-то задания и дома?
- Дома дети готовят доклады. С помощью таких занятий (подготовки докладов) мы стараемся подтолкнуть родителей к общению с детьми. Ребенок получает задание и тут папа с мамой должны уделить внимание малышу – они должны поговорить с ним, узнать, чем их ребенок интересуется, потом они вместе выбирают конкретную тему, ищут информацию в Интернете, адаптируют найденную информацию, чтобы их маленький ребенок понимал, о чем идет речь. И уже эту адаптированную информацию представляют в виде печатного текста, а ребенок на занятии делает доклад. Моя цель – научить родителей как можно больше общаться с ребенком, чтобы они, во-первых, узнали о том, что его интересует, а во-вторых, следуя за интересом ребенка, помогали ему познавать мир. Это очень важно для развития, для поддержания позитивной эмоциональной атмосферы в семье. Ведь не все родители умеют входить с малышом в контакт и понимать, что ему на самом деле нужно.
Расскажу курьезную историю, в которой, как в зеркале, отразилось, насколько миры взрослых и детей бывают далеки друг от друга. У нас занималась четырехлетняя девочка, дочь ученых, кандидатов наук. Я дала детям задание: сделать доклад о северных животных и девочка выбрала леммингов. Папа подошел к процессу серьезно – принес с работы шесть листов печатного текста о леммингах, начал с ней учить доклад и был очень раздосадован тем, что дочка не могла почему-то сразу усвоить информацию. После того, как мы обсудили ситуацию, папа смог по настоящему увидеть свою дочку такой, какой она есть на самом деле – маленькой девочкой, которая понимает мир совсем по-другому. В результате доклад существенно видоизменился, он стал понятен не только взрослому папе, но и четырехлетней малышке, а папа, благодаря этому случаю, сумел установить контакт со своим ребенком.
- Как происходит адаптация Монтессори-детей к школе?
- Нам часто задают вопросы об адаптации. Почему-то считается, что дети, занимавшиеся в Монтессори-группе, где можно делать то, что интересно, будут испытывать трудности, когда пойдут в школу. Я уже 10 лет работаю с детьми по системе Монтессори и могу сказать, что на практике подобные опасения не оправдываются. Главная цель Монтессори-педагогики – это саморазвитие. Приходя в школу, ребенок прекрасно адаптируется к новым условиям, поскольку он учится для себя и привык трудиться самостоятельно практически без помощи взрослых.
Алла Александровна Бердичевская – Монтессори-педагог, ведущая семинара «Практика использования системы М. Монтессори в детских дошкольных учреждениях».
Беседовала Юлия Смирнова
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать