31 декабря 2009 года, Санкт-Петербург, Б. Московская улица, задумчивый Достоевский в сквере, огромные сугробы.
Слышу разговор мужчин, убирающих снег. Один говорит другому: «..Много снега – больше хлеба..». Я лезу в карман за ручкой и бумажкой, но там нет ни того, ни другого. Вот я всю дорогу старался не забыть новую поговорку, а может быть пословицу.
Сразу мысль: а ведь кто-то из них, наверное, из деревни родом, где урожай значим больше, чем для городских жителей. Ведь у граждан хлеб появляется из хлебопекарен, а не с поля, где растут пшеница и рожь. Вот так граждане по-житейски, опосредованно воспринимают причинно-следственные связи, во вроде бы простом вопросе: «Откуда берётся хлеб насущный?». Конечно, теоретически горожанин знает о происхождении хлеба. Он вообще знает больше слов, чем тот работяга, убирающий «снег рядом с Достоевским» в сквере. Тем более, не исключено, что один из мужчин - бывший, если не профессор, ну хотя бы доцент. И вот «замкнуло» в голове, что народная мудрость живёт в головах не только говорливых писателей, но и обычных людей.
Приведу слова замечательного советского писателя Фазиля Искандера: «Будь я энциклопедически образованным человеком, я бы посвятил свою жизнь раскрытию мира идей, заложенных, как я абсолютно уверен, в сжатом виде в пословицах и поговорках. Какая увлекательная работа! На русском, по-моему, такой книги нет, но есть ли она у других народов? Я не слыхал».
Как психолог добавлю, что для социальной психологии и социологии такие исследования просто необходимы. Ведь в пословицах и поговорках выражена сущность человека разных континентов и народов.
Ананьев Б.Г., Свенцицский А.Л., Куницина В.Н. и мое освоение писательского, а не читательского мастерства… Как-то, еще в XX веке, Анатолий Свенцицский, обратив внимание на мою статью, говорит: «А вот если эти предложения, да уменьшить в два, или в три раза, то будет неплохо смотреться и слушаться». Валентина Куницина, приблизительно в тоже время подсказывала, когда издавали популярный сборник «Лениздата» по психологии личности: «Ты, - говорит,- приведи пример яркий в самом начале и в конце статьи. Образы – это эмоции и они принадлежат к искусству. А искусство, сам понимаешь, великая сила».
Борис Герасимович Ананьев пришел в лабораторию, а моя машинистка «слепым способом» печатает и как всегда срочно, автореферат кандидатской диссертации. Я быстро подсовываю своему научному, да и административному руководителю свой горяченький труд. Он также, на моих глазах, на первой странице, подчеркнул слово «впервые» и подчеркивал его семь раз, а это я перестарался выполнить задание, перечисляя, что впервые мной сделано в кандидатской. Настолько увлёкся восхвалять себя и забыл, что даже научное произведение – это, прежде всего, литературный труд. Повторы порой оглупляют хорошие мысли. Ведь слова - это оболочки мыслей и чтобы мысль была красивой, её следует эстетически облагородить. Вот так и получился кратенький этюд о становлении моего писательства психологической науки и практики.
В дальнейшем даже эти простенькие на вид уроки пошли на пользу, как недавно сказал профессор Михаил Решетников: «А ты, оказывается, писучий..». Это я подарил ему авоську-пакет своих книг, килограмм эдак на…». Если в начале своей карьеры статьи давали граммы, то потом речь пошла о килограммах. Как признаются профессора, коллеги по психологии: писать приходится так много, что читать стало некогда. Если в середине прошлого века литературы по психологии было так мало, что приходилось многое домысливать, то сейчас только успеваешь перечитать оглавление толстых книг.
Вот и вспомнился немного бородатый анекдот советских времен «Это как некто-N стал писателем». Поступал некто-N в единственный в СССР литературный институт им.Горького, в Москве. Экзаменатор спрашивает: «Кто такой Лермонтов и Пушкин?». Некто-N отвечает: «Не знаю». Экзаменатор удивлён: «Но Вы пришли учиться в литературный, а не в технологический институт?!». Некто-N также невозмутимо: «Я пришел учиться не на читателя, а на писателя!».
Вот так мы все, кто пишет, идём тернистым путём овладения языком изложения своих мыслей. У математиков больше формул, а у просветителей должны быть красиво оформлены смыслы. «Взрослый» человек живёт в значительной мере смыслами, «Ребёнок» живёт чувствами, а «Родитель» по Э.Берну обязанностями.
Кстати, моя теория «Мыслитель-Собеседник-Практик» (МСП), совпадает определённым образом с моделью (РВД) «Родитель-Взрослый-Дитя» психоаналитика Эрика Берна.
МСП и РВД совпадают:
- «Мыслитель» - это Взрослый,
- «Собеседник» - это Дитя,
- «Практик» - это Родитель.
Вот и вначале жизни мы идем от эмоционально-коммуникативного Дитя, к Взрослому мыслителю и Родителю – практику.
В начале ХХI века, утверждает профессор Почебут, усилился интерес к проблеме соотношения биологического, психического и социального. По мысли автора, биологическое, социальное и психическое равнозначно взаимодействуют друг с другом, и что самое главное, формируют особую человеческую сущность.
Следует отметить, что ещё в древнеегипетской, древнеиндийской и античной философии прослеживается выделение трёхкомпонентной структуры человеческого поведения в широком смысле, в котором проявляется психика (когнитив, аффект, конатив). Философы древности строили свои теории исходя из практического наблюдения и размышления над окружающей действительностью, не будучи вооруженными сложной методикой и техникой биологических и социальных наук нашего времени, они видели и оценивали явления в их целостности и неразрывности, что соответствует истине. С особой очевидностью три составляющие проявляются в общении человека с человеком, в межличностных отношениях. Преобладание одного из компонентов, позволяет, как было показано раньше, выделить типы: мыслителей, собеседников, практиков.
У каждого своя картина мира
Вроде бы с этим утверждением согласится любой нормальный, даже не демократичный человек, а как практически, на простом примере, показать эти различия?
25-ти элементная матрица Брунера, позволяет построить образ любой буквы латинского алфавита и кириллицы. Если студентам предложить нарисовать в ней, печатную букву «А», то они сделают не менее 9-ти вариантов начертания. Как же свести многообразие видения одной вроде бы простой буквы в единственное, принимаемое группой? Для этого предлагается образец-стандарт психологом. Образы-эталоны – есть те самые нормы, которые позволяют людям понимать друг друга. Общие правила и ориентированы на более быстрое, общее взаимопонимание. Это единство языка делает многообразие картин более унифицированным.
Кибертренинг моделирует, по сути, это единство многообразий картин мира. Конечно кибертренинг - одно из множеств способов объединения моделей. Фактически любое общение обнаруживает всё многообразие индивидуальностей и оно же, сводит это многообразие в единство.
Так поднимем же бокалы, за гармоничность в каждом из нас мыслителя, собеседника, практика и родителя, взрослого, дитя на фоне психосоматического здоровья!
С уважением
Ваш Н.Н. Обозов.
Р.S. Кстати, 2010 год Юбилейный для нашего любимого «ИМАТОНА» Этому замечательному объединению психологов в феврале исполняется 20-лет. Поэтому всем, кто не равнодушен к «ИМАТОНУ», желаю гармонии всех ипостасей человеческой жизни.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать