Когда-то невозможно было представить погожие дни в городе без девочек в носочках, которые после школьных занятий прыгали через скакалки во дворах и скверах. Обычно они прыгали через веревочку веселыми группками и оглашали воздух звоном голосов: «Опа, опа, Америка, Европа, Азия, Китай — Даша, вылетай!» Двое крутят веревку, одна — скачет, а несколько других нетерпеливо ждут своей очереди, как только Даша — «вылетит».
Еще в 1970-е годы девчонки умели прыгать разными способами и не запутывались, даже когда веревку крутили «пожаром» — то есть очень быстро. Эти девчоночьи забавы казались такими естественными, с таким постоянством воспроизводились каждым следующим поколением детей, что мелькали десятилетия XX века, а эта дворовая традиция процветала и казалась вечной.
В 1980-е годы вместо двух девочек, крутящих веревку для третьей, все чаще можно было увидеть две неподвижные фигуры на расстоянии метров полутора друг от друга. Между ними, охватывая ноги, была натянута двойная резинка, а третья девочка старательно прыгала посередине, показывая разные варианты перескоков через две параллельные струны этой резинки.
В 1990-е годы в больших городах прыгать перестали. Все меньше детей младшего школьного возраста вообще можно было заметить свободно гуляющими и играющими на улице. Прыганье через скакалку сохранилось на окраинах крупных городов и в небольших провинциальных городах и поселках.
Сначала на это почти никто не обратил внимания. Потом взрослые привыкли, что дети почему-то перестали прыгать — и через скакалку и в «классики». Некоторым даже показалось, что так лучше — спокойнее и тише: девочки не пылят своими веревками, не занимают места там, где люди ходят, не гомонят. Раньше, бывало, взрослые гоняли прыгавших девчонок так же, как игравших в мяч мальчишек — сдвигали ребятню на периферию обжитого пространства, чтоб людям не мешали.
Как психологу, более сорока лет занимающемуся проблемами детской субкультуры, мне было интересно понять, почему так произошло. Чувствовалось, что дворовая игровая жизнь детей постепенно разваливается. В частности, с исчезновением прыганья пропадает еще одна важная форма игровой традиции, которая обучала ребенка тонким способам эмпатической настройки и взаимодействия с партнером.
Опыт моей исследовательской практики показывает, что самым уязвимым звеном детской субкультуры обычно являются те аспекты культурной традиции, которые обеспечивают полноценность взаимодействия со сверстниками. Именно они разрушаются в первую очередь при обстоятельствах, неблагоприятных для существования детской субкультуры. А это бывает, когда дети не имеют возможности свободно играть в групповые игры, не регламентируемые взрослыми, и самостоятельно налаживать межличностные отношения со сверстниками. Процесс упрощения и угасания традиции прыганья через веревку отражает ту же закономерность.
Рассмотрим случай, когда «двое крутят, а третий скачет». Какие психологические задачи заставляет решать эта ситуация, и какие коммуникативные умения детей она развивает?
Двое, держащие веревку, должны чувствовать друг друга и непрерывно подстраиваться к партнеру так, чтобы крутить ее в такт. Гибкая, подвижная веревка, связывающая двух людей, служит материальным воплощением качества их взаимодействия. Стоит одному из них выпасть из контакта, начать действовать в собственном ритме без достаточной оглядки на партнера, и крутящаяся веревка криво зазмеится, а прыгающий запнется. Чем лучше их психологическая настройка друг на друга, тем легче они, не сговариваясь, а внимательно наблюдая за партнером, могут менять ритм кручения веревки, создавая трудности для скачущего: крутят веревку то быстро — «пожаром», то совсем медленно, так, что она провисает, но прыгать через нее еще можно.
Успех прыгающего тоже зависит от качества его психологической настройки — он должен непрерывно чувствовать ритм крутящейся веревки и быть готовым в любой момент приспособиться к его изменениям.
В целом можно сказать, что ситуация «двое крутят — один скачет» замечательно тренирует механизм эмпатической настройки друг на друга в таком триедином партнерстве в совместной деятельности.
Ситуация прыганья через резинку, натянутую между ногами двух девочек, на порядок проще. Они двигательно не взаимодействуют, стоят неподвижно, являясь просто наблюдателями происходящего. С равным успехом можно было натянуть резинку между двумя неодушевленными стульями. Тут только скачущий является по-настоящему действующим лицом — все зависит от его расчетливой ловкости в перебирании ногами между неподвижными струнами натянутой резинки. Ситуация статична, из нее полностью ушла динамика взаимодействий и взаимной психологической подстройки живых партнеров друг к другу.
Недавно мы попробовали провести небольшой эксперимент: около школы в течение двух недель мая после занятий ежедневно обучали всех желающих детей прыгать через веревку. Желающих девочек и мальчиков оказалось достаточно, но результаты были ошеломительны. Во-первых, выяснилось, что современным детям трудно научиться крутить веревку в паре. Проблема была в том, что дети не могли удерживать внимание на партнере и были способны действовать с ним в общем ритме только очень короткое время. Стоило им начать ритмично крутить веревку, как через полминуты альянс распадался из-за того, что оба партнера теряли контакт друг с другом. Один начинал смотреть в небо, другой — на проходящих мимо людей. Распадалась координация зрения и движения руки, веревка начинала выписывать вензеля, потому что каждый из детей крутил ее в своем темпе, не обращая внимания на партнера и не замечая, что происходит в результате.
Во-вторых, когда веревку крутили двое умелых студентов, оказалось, что почти никто из детей не понимает, как надо подстроиться под ритм, чтобы впрыгнуть в пространство движущейся веревки и соединиться с ним, дабы овладеть ситуацией.
На все это приходили наблюдать со стороны школьные учительницы, им было любопытно. Как выяснилось, они были мастерицами прыгать через крутящуюся веревку — ведь во времена их детства такое умела практически каждая девочка. Учительницы были настолько потрясены увиденным, что некоторые, глядя на детей, от ужаса начинали плакать. Было очевидно, что проблема современных детей состояла не в отсутствии двигательных навыков — это дело наживное. Главной сложностью оказалось неумение вступать в контакт и удерживать этот контакт с партнером в процессе игрового взаимодействия. Осознание присутствия такого серьезного провала в развитии детей и вызвало ужас у взрослых учительниц. Они почувствовали насколько глубокой и ранней оказалась эта проблема, как мы знаем, формирующаяся еще в младенчестве. Ее решение обычно обеспечивается умениями эмпатической настройки, когда тельце ребенка учится входить в унисон с ритмом движений матери, действуя заодно с ней и создавая единство двух сотрудничающих людей.
В плане обучения детей прыганью через веревку мы не преуспели, несмотря на хорошие отношения со всеми участниками событий. Однако этот эксперимент был чрезвычайно психодиагностичен. Взрослые наблюдатели воочию убедились в том, что перед ними совершенно новое поколение, для которого затруднительно то, что казалось старшим естественным для детей. Школьных учительниц глубоко поразило то, что в прыганье через скакалку не просто тренируются ноги, как они наивно-материалистически думали прежде, а раскрывается и развивается еще и совершенно другая, гораздо более важная психологическая тема — навыки установления контакта и взаимодействия. Выяснилось, что ситуация «двое крутят — один скачет» является отличной тренинговой моделью, позволяющей в игровой форме проработать целый пласт коммуникативных умений, крайне необходимых практически во всех социальных ситуациях, с которыми будет сталкиваться взрослеющий ребенок.
Мораль этой маленькой истории такова: неверно думать, что массовая раздача скакалок заметно улучшит коммуникативные навыки младших школьников. Но можно предполагать, что чем больше дети вновь будут прыгать через веревку в ситуации «двое крутят — один скачет», тем лучше они станут чувствовать друг друга в различных ситуациях совместной деятельности.
Мария Владимировна ОСОРИНА, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», не имеющей аналогов в западной научно-психологической традиции, психолог-консультант, тренер, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать