Кто есть кто
Яков Львович Коломинский
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
Профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Член диссертационного совета при БГПУ.
Председатель Белорусского общества психологов. Действительный член Белорусской академии образования, Международной академии наук высшей школы, Международной акмеологической академии, Балтийской педагогической академии.
В 1955 г. окончил Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького. В 1960 г. поступил в аспирантуру по психологии Минского госпединститута, был прикомандирован к НИИ психологии АПН РСФСР.
В 1955-1958 гг. преподавал педагогику и психологию в Новогрудском педучилище.
В 1958-1960 гг. — воспитатель и учитель школы-интерната №7 г. Минска.
С 1963 г. работает в Минском государственном педагогическом институте им. А.М. Горького (сейчас БГПУ им. М. Танка), в 1978-2006 г. — заведующий кафедрой детской и общей психологии, с 1994 г. - научный руководитель факультета прикладной психологии (с момента его создания), с 2006 г. — профессор кафедры возрастной и педагогической психологии.
Читал лекции в университетах США, Великобритании, Германии, Польши, Венгрии, Италии, Израиля, Дании, Швейцарии, Болгарии, Украины, стран Балтии.
В 1995-2010 гг. — главный редактор журнала «Психология».
В 1989 г. был избран вице-президентом Общества психологов СССР на Всесоюзном съезде общества.
Область профессиональных интересов:
- психология взаимоотношений в малых группах
- социальная психология развития личности
- социальная педагогическая психология
- психологическая культура
Экспериментальные и теоретические исследования Я.Л. Коломинского положили начало новой области психологической науки — возрастной и педагогической социальной психологии.
Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Я.Л. Коломинским были установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер взаимоотношений. Разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как парадокс осознания, сущность которой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом — переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия:социально-психологическая рефлексия (измеряемая рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения в группе); социально-психологическая перцепция (измеряемая перцептивными коэффициентами отношений и положения в группе); социометрические установки личности (характеризующие тенденцию личности приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса). Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений — круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как социально-психологическая наблюдательность, важную для деятельности в системе «человек - человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Предложил и апробировал экспериментальный метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрию.
Под руководством Я.Л. Коломинского возникла соответствующая научная школа, защищено свыше 50 кандидатских и 8 докторских диссертаций.
Руководил разработкой программы программа социально-педагогической реабилитации детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Автор свыше 400 научных, учебных и научно-популярных работ, в том числе 30 иностранных изданий на 16 языках.
Основные монографии:
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск: Народная асвета, 1969.
- Коломинский Я.Л. Человек среди людей. — М.: Молодая гвардия, 1970.
- Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. — М.: Молодая гвардия, 1976.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1976.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. — М.: Просвещение, 1980.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. — Минск: Народная асвета, 1984.
- Коломинский Я.Л., Лисина М.И. Генетические проблемы социальной психологии. — Минск: Университетское, 1985.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. — Минск: Университетское, 1999.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. — СПб: Питер, 2004.
- Коломинский Я.Л. (ред.) Психология педагогического взаимодействия. — СПб: Речь, 2007.
- Коломинский Я.Л., Реан А. А. Социальная педагогическая психология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2008.
- Коломинский Я.Л. Основы психологии. — СПб: Прайм-Еврознак, 2010.
- Коломинский Я.Л., Стрелкова О.В. Психологическая культура детства. — Минск: Вышэйшая школа, 2013.
Награды:
- нагрудный знак «Отличник образования СССР»
- нагрудный знак «Отличник образования» Республики Беларусь
- медаль ВДНХ
- почетные грамоты
Интервью к 80-летию — https://www.sb.by/articles/poema-o-dushe.html
К 80-летию Я.Л. Коломинского в журнале «Вопросы психологии» — http://www.voppsy.ru/ubiley/ubiKolom.htm
- Роман Александрович Золотовицкий, 11.01.2019