16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Виктор Иванович Панов

Виктор Иванович Панов

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почетный работник общего образования РФ.

Заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Профессор кафедры психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования. Председатель диссертационного совета Психологического института РАО, член диссертационных советов Института психологии РАН и НИУ ВШЭ.

Член Российского психологического общества. Действительный член Международной академии психологических наук.

Член Проблемного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО. Член Экспертно-аналитического совета Международной ассоциации русского рукопашного боя.

Член редакционных советов научных журналов: «Российский научный журнал», «Ярославский психологический вестник», «Акмеология образования», «Вестник Костромского госуниверситета им. Н.А. Некрасова», «Теоретическая и экспериментальная психология», «Экспериментальная психология».

В 1968 г. поступил на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (затем — ПИ РАО, в настоящее время — ФНЦ ПМИ) и одновременно на вечернее отделение факультета математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г.

В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии», в 1996 г. — докторскую диссертацию на тему «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов».

В 1992-2005 гг. — научный соруководитель и в 2003-2005 гг. — директор Центра экспериментальной психодидактики РАО.

В 1992-2002 гг. — заместитель директора ПИ РАО по научной работе.

Был заместителем председателя Центрального регионального отделения РАО.

В 1995 г. создал и возглавил лабораторию экопсихологии развития (сейчас — экопсихологии развития и психодидактики), которой руководит и в настоящее время.

В 1997-2002 гг. — научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы «Одаренные дети» Министерства образования РФ. В рамках этой программы по инициативе и непосредственном участии В.И. Панова (как автора, редактора и соредактора) были подготовлены и изданы 7 учебных пособий для учителя «Библиотеки “Одаренные дети”». В рамках этой же программы был членом авторского коллектива «Рабочей концепции одаренности Минобразования РФ» (1998, 2003).

В 2001 г. был избран членом-корреспондентом РАО.

В разное время преподавал на кафедре дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, в Международном независимом эколого-политологическом университете, в Институте психоанализа, на кафедре философии и психологии Московского университета машиностроения «МАМИ», на кафедре психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования.

Входил в состав ВАК РФ.

Создатель и руководитель (до 2017 г.) секции «Экологическая психология» Российского психологического общества.

В 2011-2017 гг. — председатель Экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда по комплексному изучению человека, психологии, педагогике, социальным проблемам здоровья и экологии человека. В 2018-2022 гг. — председатель Экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований по комплексному изучению человека, психологии, педагогике, социальным проблемам здоровья и экологии человека

Область научных интересов: общая психология, экологическая психология, дифференциальная психология и психофизиология, методология психологии, психология одаренности, психодидактические основы развивающего образования.

В.И. Пановым впервые поставлена методологическая проблема изучения восприятия движения и стабильности объектов не в гносеологической («продуктной») парадигме — через отношение между уже отраженными в сознании продуктами восприятия (традиционные подходы), а в онтологической («непродуктной») — как изучения возможности порождения движения и стабильности объектов в непосредственно-чувственном процессе восприятия. Показал, что существует методологическая связь между философско-гносеологическим осмыслением проблемы восприятия движения и неподвижности объектов и физикальным («продуктным») образом мышления ее исследователей. В докторской диссертации (1993) в развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу разработал концепцию и эмпирически верифицировал модель восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия.

Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики «порождения процессов восприятия», «экология детства», «одаренности школьников» привело В.И. Панова к созданию нового направления исследований — изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д.

Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, В.И. Панов разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации.

Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил В.И. Панову предложить новый подход к исследованию детской одаренности, в котором одаренность рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики, для реализации которой необходимо наличие не только природных задатков, но и соответствующих средовых условий. Одаренность проявляется и развивается как системное качество психики, возникающее во взаимодействии разных сфер психики человека с образовательной средой (семейной, школьной и т.п.) и обретающее форму индивидуальности развития в виде психических процессов, состояний и сознания учащегося.

Постулирование представления о психике как форме бытия, обретающей актуальность своего существования во взаимодействии с окружающей средой, и применение его к проблемам обучения и развития детей с разными способностями позволило В.И. Панову разработать основные позиции психодидактического подхода к современным проблемам развития образования в России, осуществить теоретико-методологический анализ и систематизацию теории и практики психодидактического подхода на материале общего и дополнительного образования.

На основе сравнительного анализа наиболее общих парадигм изучения психики (гносеологической, онтологической, трансцендентальной) на материале феноменов восприятия (движение и стабильность объектов) и психических состояний, одаренности и субъектности, и др. В.И. ПАнов разрабатывает представления об экопсихологических типах взаимодействия между компонентами отношения «человек — окружающая среда (природная, социальная)», инвариантных к разным видам окружающей среды. Эти представления послужили методологической основной для разработки экопсихологических предпосылок межвидовой психологии и гипотезы о ноосфере как психической реальности, а также для разработки экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий и экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности.

В.И. Пановым (с соавторами) разработан и читается в различных вузах оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому в 2004 г. получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им. М.В. Ломоносова на специальности 020400 «Психология». Также читает курсы «Психодидактика образовательных систем», «Психология экологического сознания», «Одаренность и одаренные дети», «Человек и его потребности».

Подготовил 4 докторов и 8 кандидатов наук. Входил в состав диссертационного совета ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Основные публикации: более 500 работ, в том числе

  • Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов (1993)
  • Рабочая концепция одаренности (в соавт., ред. В.Д. Шадриков) (1997)
  • семь учебных пособий для учителей («Библиотека «Одаренные дети») (1997-1998)
  • 11 пособий для учителей, в т.ч. «Учителю о психологии», «Учителю об экологии детства», «Учителю об одаренных детях»
  • Основные направления экологической психологии (2001)
  • Введение в экологическую психологию (2001; 2-е изд., перераб. и доп., 2006)
  • Экологическая психология: практический курс: учебная программа (соавт. А.В. Гагарин, 2001)
  • Экологическая психология: опыт построения методологии (2004)
  • Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход (2005)
  • Психодидактика образовательных систем: теория и практика (2007)
  • Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей (соавт. Н.М. Сараева, А.А. Суханов, 2007)
  • Экологоориентированное мировоззрение личности (соавт. А.В. Иващенко, А.В. Гагарин, 2008)
  • Экологическая психология и педагогика : программы дисциплин специализации (соавт., 2008)
  • От развивающего обучения к развивающему образованию (в соавт с В.В. Рубцовым, В.П. Лебедевой, 2010)
  • Метакогнитивные основы конфликтной компетентности: монография (соавт., 2012)
  • Экопсихология развития психики человека на ранних этапах онтогенеза (ред., 2013)
  • Экопсихологические исследования - 3 (ред., 2013)
  • Экопсихология: парадигмальный поиск (2014)
  • Экопсихологические исследования - 4: коллективная монография (ред., 2016)
  • Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель (соавт., ред., 2018)
  • Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия (в соавт. с Э.В. Патраковым, 2020)
  • Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей (отв. ред., 2020)
  • Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям: коллективная монография (соавт., ред, 2022)

Награды:

  • Почетная грамота Российской академии образования за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и науки (2022)
  • юбилейная медаль «25 лет Международной академии психологических наук» (2017)
  • Грамота Российского гуманитарного научного фонда «За большой личный вклад в развитие гуманитарной науки» (2016)
  • лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2014» в номинации «Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека» за работу «Креативность как ключевая компетентность педагога (коллективная монография)» (2014)
  • Почетная грамота Президиума Международной академии психологических наук «За выдающийся вклад в развитие теории и практики психологии» (2008)
  • Диплом II степени за II место во «Всероссийском конкурсе психологических изданий – 2006» в номинации «Лучшая монография по психологии» — за книгу «Экологическая психология: опыт построения методологии» (2007)
  • Медаль им. Г.И. Челпанова (I степени) (2004)
  • Медаль им. К.Д. Ушинского (1999)
  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (1998)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Александра Александровна Гайворонская

    Уважаемый Виктор Иванович! С днем рождения! Мои пожелания в поиске великих конгруэнтностей!

  • Сергей Васильевич Сарычев

    Дорогой Виктор Иванович! С Днем рождения Вас! Побед и достижений на психологическом фронте (и не только)!

  • Татьяна Николаевна Лобанова

    Глубокоуважаемый Виктор Иванович! Искренне поздравляю Вас с Днем рождения! Восхищаюсь Вашей многогранностью в сочетании с глубиной проникновения в суть явлений. А Ваш юмор и умение подмечать нюансы просто подкупает! Успехов Вам! Творческой энергии и благополучия.

  • Сергей Васильевич Сарычев

    Дорогой Виктор Иванович! Поздравляем Вас с днем рождения! Здоровья Вам, успехов и процветания!

  • Сергей Васильевич Сарычев

    Дорогой Виктор Иванович!
    Сердечно поздравляем Вас с юбилеем!
    Высоко ценим Ваш вклад в развитие отечественной психологической науки, ее фундаментально-методологических, теоретических и практических направлений. Развивая идеи классиков отечественной психологии Л.С. Выготского и В.В. Давыдова, Ваших учителей Д.А. Ошанина и А.И. Миракяна, Вы основали новые направление в психологии - экопсихологию развития человека и психодидактику образовательных систем. В научном и педагогическом сообществе получила заслуженное признание и одобрение Ваша деятельность как научного руководителя координационного совета Федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ. Велики Ваши заслуги в укреплении и развитии флагмана отечественной психологической науки и образования – Психологического института РАО.
    Желаем Вам и Вашим близким здоровья, дальнейших успехов на благо нашей Великой Родины.
    Психологи Курска и Курской области

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»