23 апреля 2017 , воскресенье

Известные психологи

Дикая Лариса Григорьевна,

В 1968 году окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии.

Ученая степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и утверждена ВАК СССР в 1975 году. Ученое звание старшего научного сотрудника присуждено в 1979 году. Ученая степень доктора психологических наук присуждена ВАК Российской Федерации в 2001 году. Присуждено звание профессора в 2005 г. Заведующая лабораторией психологии труда Института психологии РАН с 1986 г.

Стаж научной работы на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1966-1974) и Институте психологии РАН (1974 - по настоящее время) составляет 40 лет.

Стаж педагогической работы в вузах, образовательных учреждениях повышения квалификации составляет 6 лет.

В период с1976 по 1989 годы Л.Г. Дикая являлась научным со-руководителем (совместно с научым руководителем, зав. лаборатории, канд. мед. наук. В.А. Поповым) исследований, проводимых лабораторией по следующим НИР: № 76034628 «Психологические проблемы управления движущимися объектами» и № 76034525 «Психологические и психофизиологические проблемы деятельности человека при авиационных и космических полетах».
Соисполнителями в этой работе являлись лаборатория инженерной психологии и лаборатория индивидуальных различий ИП АН СССР, Институт космической и авиационной медицины (в/ч 64688), ЦПК им. Ю.А. Гагарина, НПО «Энергия», ЯрГУ, НИИКСИ при ЛГУ, МАИ, ЦКБМ, п/я 2572, НИИК и ЭН.
В этих экспериментах были получены уникальные данные и разработаны рекомендации для Института космической и авиационной медицины (в/ч 64688), ЦПК им. Ю.А. Гагарина, МАИ, ЦКБМ,п/я 2572 и др.
 
За время работы в Институте психологии вела и ведет активную преподавательскую деятельность. Читает базовый курс лекций «Психология эмоций» в Институте психоанализа, ею разработана новаяучебная программа курса «Эмоциональные состояния персонала» для Московского Гуманитарного университета. Эти курсы лекций читаются с 1999 года по настоящее время. Руководит курсовыми и дипломными работами.
Под научным руководством Л.Г. Дикой защищены 12 кандидатских диссертаций, в том числе 10 кандидатов окончили аспирантуру Института психологии РАН.
 
Лариса Григорьевна является членом Ученого совета Института психологии РАН, членом Докторского Ученого совета по защитам диссертаций Института психологии РАН, членом регионального диссертационного совета при Дальневоточном государстенном университете путей сообщения» (ДВГУПС), членом экспертного совета «Комплексных наук о человеке» Российского гуманитарного научного фонда.
 
Принимает активное участие в Российских и международных научных съездах и конференциях.
 
Дикая Л.Г. является членом редакционного Совета Психологического журнала РАН, членом Российского Психологического Общества и членом Международной Ассоциации по прикладной психологии (IAAP).
 
Биография Л.Г. Дикой опубликована в наиболее престижных биографических справочниках: “Известные русские”, Who’s Whoin World, Who’s Whoin America.
 
Сфера интересов: психология труда, психология психических состояний, психология эмоций, регуляции и саморегуляции и функциональных состояний в экстремальных и особых условиях профессиональной деятельности, проблемы совладания со стрессом, субъектной регуляции профессионального становления личности субъекта труда, проблема личностного потенциала профессионала.
 
Научные и учебно-методические труды:
 
Дикая Л.Г., была ответственным редактором 11 тематических сборников.
 
Имеет 119 научных публикации, из них6 учебно – методических работ, используемых в педагогической практике, в том числе:
 
Научные работы:
  1. Статья “Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям”./Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.,Наука, 1985, 1.6 печ.лС. 63-90 (27 стр.)
  2. Статья “Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности”. /Принцип системности впсихологических исследованиях., М., Наука, 1990, 0,8 печ.л.С. 103-114 (12 стр.)
  3. Статья “Системно-деятельностная концепция саморегуляциипсихофизиологического состояния человека”. /Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. / Ред. Л.Г. Дикая, М.,ИП РАН, 1999,С. 80-106 (26 стр.)
  4. Статья“Принцип полисистемности: реализация в исследованиях психической саморегуляции в триаде “деятельность-личность-состояние”. /Современная психология: состояние и перспективы. Часть 1, М., ИП РАН,2002, С. 124-158 (35 стр.)
  5. Статья “Вклад индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния в формирование психологической и поведенческой вариабельности личности”. /Психологияпсихических состояний. Вып.4, Казань, Изд. “Центр инновационных технологий”, 2002, 2 печ. л.с. 230-269 (33 стр.)
  6. Статья«Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в ХХ1 веке»./ Психол. журн. Том 23, № 6, 2002,1.3 печ. л.21 стр.
  7. Статья «Принцип полисистемности: реализация в исследованиях психической саморегуляции в триаде деятельность-личность-состояние»./Современная психология: состояние и перспективы. Часть 1, М., ИП РАН,2002, 2.1 печ. л. 35 стр. статья
  8. Статья «Вклад индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния в формирование психологической и поведенческой вариабельности личности». /Психологияпсихических состояний. Вып.4, Казань, Изд. “Центр инновационных технологий”, 2002, 2 печ. л.. 33 стр.статья
  9. Монография «Психология функциональных состояний(в экстремальных условиях профессиональной деятельности)» Изд. Наука, 2002, 28 печ. л.
  10. Дикая Л.Г. «Психологические проблемы профессиональной и социальной активности субъекта труда в условиях информационно-технологической глобализации» /Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. МГУ, М., 2005
  11. Дикая Л.Г., Крылова Г.Ю.Личностные детерминанты становленияпрофессионалав особых и стрессогенных условиях деятельности./Сборник по саморегуляции под ред. В.И. Моросановой2007
  12. ДикаяЛ.Г. Адаптация: методологические основания иосновные направления исследований /Сборник Психология адаптации и социальная среда:современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. PerSe, 2007
  13. Дикая Л.Г., Крылова Г.Ю. Социально-психологические аспекты профессиональной адаптации встрессогенных условиях деятельности. /Сборник Психология адаптации и социальная среда:современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. PerSe, 2007
  14. Дикая Л.Г Актуальные проблемы и перспективные направления исследований в психологии труда в условиях глобализации. / Психол. журн. Том 23, № 6, 2007,1.3 печ. л.
Учебно – методические работы:
  1. Становление нервной системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности. Психические состояния. Хрестоматия., Гл., 15 стр., С-Пб, Изд. ПИТЕР, 2000,Учебное пособие.
  2. Психические состояния в профессиональной деятельности человека. Психология, учебник для технических вузов. Гл. 40 стр. С-Пб., Изд. ПИТЕР, 2000 Учебное пособие
  3. Психофизиология профессиональной деятельности /Учебное пособие Основы психофизиологии. гл. 15 стр.. М.Изд.Дом "ИНФОР-М, 2002 г., переработанное2004, 2005, 2006, 2007 .г. г.
  4. Программа учебного курса “Психология эмоций», М.Институт психоанализа, 1999, 2002, 2004 г.г.

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение