21 августа 2017 , понедельник

Известные психологи

Мельникова Ольга Тимофеевна, р. 19.11.1949

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ.

Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Член трех диссертационных советов при факультете психологии МГу.

Член редколлегии «Журнала практического психолога».

В 1972 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социальные установки и коммуникативное поведение молодежной аудитории телевидения», в 2003 г. - докторскую диссертацию на тему «Фокус-группы в социально-психологическом исследовании: методология и техники».

С 1983 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с 2004 г. - профессор кафедры социальной психологии. В 2002-2005 гг. была заместителем декана по учебной работе.

Была членом Президиума УМО по психологии, членом Ученого совета факультета психологии.

Преподавала на кафедре организационной и рефлексивной психологии факультета психологии ГУ ВШЭ.

Работала заместителем генерального директора «РОМИР мониторинг».

Область научных интересов: методология и методы качественных социально-психологических исследований общественного мнения в сфере массовой коммуникации, рекламы и маркетинга.

Научно-исследовательская деятельность:

  • Развитие теории и методологии качественного исследования
  • Развитие методов и методик качественного исследования
  • Развитие и валидизация проективных методических приемов и техник
  • Проведение практических исследований с целью апробации качественных методов в сферах: СМИ, Интернета, маркетинга, рекламы, политики, оргдиагностики, здоровья и др. социальных отраслей.

Практическая деятельность:

руководство, организация и проведение качественных исследований в сфере рекламы, маркетинга, СМИ, политического консультирования, оргдиагностики.

Читает курсы:

  • «Качественные методы исследований в современной психологии».
  • «Методология качественного исследования».
  • «Методы качественного исследования».
  • «Методики и техники качественного исследования».
  • «Психология маркетинга».
  • «Психологические методы маркетингового исследования».
  • «Тестирование в качественном исследовании рекламы».

Основные публикации:

  • Стратегии валидизации качественных исследований в психологии // Психологические исследования (электронный журнал). 2015. Том 8 №44 (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Валидность качественных исследований в ракурсе полипарадигмальности современной психологии // Вопросы психологии. 2014. №1, с. 28-37 (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Дискурсивный подход к исследованию идентичности // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 2014. №1. с.59-71. (в соавторстве с Е.С. Кутковой)
  • Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал 2014. №2 (14), с. 47-49 (в соавторстве с Кричевцом А.Н., Гусевым А.Н., Бусыгиной Н.П., Хорошиловым Д.А., Барским Ф.И.)
  • Историко-эпистемологический контекст развития качественных исследований в психологии // Психологические исследования (электронный журнал). Часть 1.Т.6 №32. Часть 2. Т.7 №33 (в соавторстве с Кричевцом А.Н. и Хорошиловым Д.А.)
  • Предмет качественного исследования как методологическая проблема социальной психологии // Национальный психологический журнал. 2013. №1. с. 50-61 (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 2013. №3. с.4-17. (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Качественные методы как инструмент изучения ценностных ориентаций // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 2012. №1. С.19-28. (в соавторстве с Д.О. Ерохиным)
  • Priority Research Directions in the Area of Qualitative Methodology // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2010. Р. 46-72. (1,5 п.л.) (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Уровни анализа данных качественного исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. с.12-19. (0,7 п.л.) (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Проективные методики в качественном исследовании отношения подростков к телевидению и Интернету // Вопросы психологии. 2010. № 5. с. 130-137. (0,6 п.л.) (в соавторстве с Е.А. Фетисовой)
  • Сравнительный анализ результатов качественного исследования (на материале интервью) // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 3. с.36-51. (0,9 п.л.) (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Интернет в психологических исследованиях. Вступительная статья редактора-составителя // Журнал практического психолога. №4, июль-август. 2010. с. 3-6. (0,25 п.л.)
  • Специфика анализа интернет-контента на примере форумов // Журнал практического психолога. №4, июль-август. 2010. с. 112-127. (0,85 п.л.) (в соавторстве с А.В. Ковалевской)
  • Методы исследования восприятия сайтов // Журнал практического психолога. №4, июль-август. 2010. с. 135-159. (1,3 п.л.) (в соавторстве с А.Д. Кравцовой)
  • Восприятие сайтов как фактор формирования отношения к банку / Журнал практического психолога. №4, июль-август. 2010. с. 186-198. (в соавторстве с Е.С. Рыжиковой)
  • Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования // Методология и история психологии. № 3. 2009. с.67-72. (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Коммуникативная компетентность участников фокус-группы // Вестник университета Государственный университет управления. № 18. 2009. с.80-84. (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  • Фокус-группы: методы, методология, модерирование. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2007. 20 п.л.
  • Методики и техники фокус-группового исследования / Социология: Методология, методы, математическое моделирование. № 24, 2007. 1,0 п.л.
  • Методы психологического анализа воздействия рекламы на детей / Сборник материалов бизнес-конференции «Дети и реклама. Опыт России». М. АКАР 2006. 0,5 п.л.
  • Э.Ф. Мак-Куэрри. Методы маркетингового исследования. (Перевод с английского, предисловие, послесловие, приложения). Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 11,0 п.л.
  • Методика психологического рисунка в качественном исследовании социальных установок /Социология: Методология, методы, математические модели. № 21, 2005. 1,0 п.л. (в соавторстве с Ю.А. Шайдуллиной)
  • Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии (учебное пособие) М. Изд. центр «Академия», 2003. 17 п.л.
  • Качественные методы практической социальной психологии / Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. М. Аспект Пресс, 2004. 1 п.л.
  • Качественные исследования предвыборных технологий / Материалы конференции «Социология и политика: тенденции социально-политических изменений в Украине и России». Киев: 2003. 0,3 п.л.
  • Потребительское поведение: теория и действительность / Социальная психология в современном мире. М. Аспект Пресс, 2002. (в соавторстве с Ширковым Ю.Э., Фоломеевой Т.В.) 1,0 п.л.
  • Бренд как предмет качественного социально-психологического исследования и объект социального восприятия / Мир психологии. – 1999, № 3. (в соавторстве с Фоломеевой Т.В., Чмыхаловой Д.А.) 0,5 п.л.
  • Качественные методы в решении практических социально-психологических задач / Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1995, 2-е испр. изд. 1,0 п.л.
  • Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях / Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1995, 2-е испр. изд. (В соавторстве с Н.Н. Богомоловой и Т.В. Фоломеевой) 1,3 п.л.
  • Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия / Оптимизация речевого воздействия. М., Наука, 1990 (в соавторстве с Н.Н. Богомоловой) 1,2 п.л.
  • СССР-США: стереотипы восприятия друг друга / Пути к пониманию. Современные реальности процессов общения. Выпуск 1. М., Внешторгиздат, 1989. 0,5 п.л.
  • Нет "среднего" зрителя. Молодежная аудитория ТВ: типология, оценки, потребности / Телевидение и радиовещание. № 3, 1988. 0,4 п.л.
  • Психологические и социологические аспекты функционирования телевидения в современном западном обществе / Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М., ИНИОН, 1987. 3,0 п.л.

Награды:

  • медаль К.Д. Ушинского
  • грамота Министерства образования
  • грамота и благодарность ректора за плодотворную деятельность на благо Московского университета в связи с 250-летием МГУ им. М.В. Ломоносова.

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение