24 сентября 2017 , воскресенье

Известные психологи

Ахутина Татьяна Васильевна, р. 16.08.1941

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный научный сотрудник МГУ.

Ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член редколлегии журналов «Современная зарубежная психология», «Аутизм и нарушения развития», Journal of speech and language pathology, «Культурно-историческая психология», «Психологическая наука и образование», «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология», «Вопросы психолингвистики».

Член Российского психологического общества, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Eastern Psychological Association, American Educational Research Association, American Psychological Association.

В 1963 году окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического университета по специальности «Логопед, преподаватель русского языка и литературы».

В 1970 году защитила кандидатскую диссертацию нна тему «Нейропсихологический и нейролингвистический анализ динамической афазии», в 1990 году - докторскую диссертацию на тему «Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса».

В 1962-1964 годах работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Института нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко.

В 1966-1972 годах – младший научный сотрудник Научно-методического центра русского языка МГУ имени М. В. Ломоносова.

С 1972 года работает на факультете психологии МГУ: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией нейропсихологии.

Работала в Московском городском психолого-педагогическом университете, на кафедре возрастной психологии: профессор кафедры возрастной психологии, заведующая лабораторией исследования трудностей обучения.

Сфера научных интересов:

  • детская нейропсихология,
  • развитие речи,
  • психолингвистика,
  • диагностика, коррекция и профилактика трудностей обучения.

В научных исследованиях Т.В. Ахутина развивает культурно-исторический подход Выготского — Лурия в нейропсихологии. Основываясь на идеях о речи и мышлении Л С. Выготского и наблюдая за проявлениями афазиии в клинической практике, она предложила модель порождения речи (широко известна в отечественной психолингвистике под названием модели Леонтьева — Ахутиной).

Т.В. Ахутина разработала методику «Числовой ряд» для развития навыков программирования и контроля с целью преодоления трудностей в обучениии.

Читает курсы:

  • Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению
  • Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения
  • Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей обучения
  • Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте
  • Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции
  • Нейропсихология
  • Коррекционно-развивающее и восстановительное обучение (с практикумом)
  • Специальная психология
  • Афазиология
  • Основы нейролингвистики

Основные публикации: более 250 работ, в том числе

  • Ахутина Т. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М.:Теревинф, 2002. — 144 c. 
  • Ахутина Т. В. Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина и Л. С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 3. С. 3-13.
  • Ахутина Т. В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л. С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 4. С. 44-50.
  • Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  • Ахутина Т. В. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  • Ахутина Т. В., Каширская Е. В. Нейропсихологический анализ индивидуальных особенностей переработки лексической информации // Вопросы психологии. 2000. №3.
  • Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. 2002. №4.
  • Ахутина Т. В., Н. М. Пылаева Преодоление трудностей учения. СпБ.:Питер, 2008. — ISBN 978-5-91180-958-4.
  • Ахутина Т.В, Меликян З.А Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия // Клиническая и специальная психология. 2012. №2.
  • Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Overcoming learning disabilities. New York : Cambridge University Press, 2012.

Награды:

  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль К. Д. Ушинского (2004)
  • Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2001)
  • Заслуженный научный сотрудник МГУ (1998)
  • Нагрудный юбилейный знак «250 лет МГУ» (2005)
  • Медаль Г. И. Челпанова (2007)
  • Лауреат премии «Грант Москвы в сфере образования»

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение