19 октября 2017 , четверг

Известные психологи

Митина Лариса Максимовна, р. 08.07.1945

Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник, руководитель исследовательской группы психологии профессионального развития личности Психологического института РАО.

Член Ученого и диссертационного советов ПИ РАО, эксперт РГНФ и РНФ.

Член Российского психологического общества, Федерации психологов образования России, Международной ассоциации школьных психологов (ISPA). Член управленческого совета Ассоциации профессоров славянских стран (APSC).

Известный российский психолог в области педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, психологии труда учителя, психологии образования.

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1995 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Психология профессионального развития учителя».

C 1969 г. работает в Психологическом институте РАО. С 1995 г. Л.М. Митина возглавляла работу лаборатории психологии профессионального развития личности ПИ РАО.

Л.М. Митина в течение многих лет изучает проблему личностно-профессионального развития учителя – представителя самой массовой профессии и одного из главных субъектов преобразований образовательного пространства школы. Разработана концепция и технология профессионального развития учителя, теоретически и эмпирически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии.

Педагогическая, практическая деятельность:

В течение ряда лет Митина Л.М. вела курсы «Педагогической психологии», «Психологии труда и профессионального развития учителя», а так же спецкурсы в МГПУ, МОПИ, СГУ, РГГУ. Проводились много лет и проводятся в настоящее время научно-практические семинары, тренинги и коуч-практикумы для учителей, работников образования и слушателей ИПК, ИУ. Всего в них приняли участие более 6000 учителей и других работников образования.

Основные публикации: результаты исследований Митиной Л.М. представлены в научных публикациях. Она автор 350 научных работ (в том числе 34 монографий, книг, пособий) по педагогической психологии, психологии развития и акмеологии.

  • Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя (учебное пособие). - Тула: Дина, 1991.
  • Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя (учебное пособие). - М.: ПИ РАО, 1992.
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) (монография). - М.: Дело. 1994.
  • Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя (учебное пособие). - Кемерово: Обл. ИУУ, 1996.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., «Флинта» 1998.
  • Митина Л.М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога (книга) М., Сентябрь, 1999.
  • Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. Учебно-методическое пособие. М.,  изд-во МПСИ, 2001.
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд. НПО МОДЭК, 2002.
  • Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя. Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, Флинта, 2002.
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. (учебно-методическое пособие). М.: НПО Модэк, 2003. 2-е издание.
  • Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя (учебное пособие). М.: Академия, 2004.
  • Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. (учебное пособие). М.: Академия, 2005.
  • Митина Л.М. Психология развития и здоровье педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности (часть 1,2). / Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2005 №6, №7 – 75,80с.
  • Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы (книга)  Москва: МГППУ, 2010.
  • Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. – М.; СПб: Нестор-История, 2014, –  376с.
  • Проблемы профессиональной социализации личности. /Под ред. Л.М. Митиной, Р.Л. Кричевского. Кемерово, 1996.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. /Под ред. Л.М. Митиной. М., Флинта, 1998.
  • Профессиональное здоровье учителя  - стратегическая проблема современной школы. /Под ред. Л.М. Митиной. М, 1999. - 160 с.
  • Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Л.М. Митиной. М. – Воронеж, 2001.
  • Московская психологическая школа: история и современность. В 3-х тт. Т.3 «Психологическая наука, образование, практика» (ответственный редактор Митина Л.М.) М.: ПИ РАО 2004.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии.  Учебно-методическое пособие. /Под ред. Л.М. Митиной М.: МПСИ, Флинта, 2003, 2 издание.
  • Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. Учебное пособие. /Под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. - 335 с.
  • Психология профессионального развития педагога: проблемы и перспективы. /Под ред. Л.М. Митиной Библиотечка журнала «Вестник образования России» - Москва: «Про-Пресс», № 5, 2006. – 72 с.
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы к профильному обучению. Сборник статей  Всероссийской научно-практической  конференции /Под ред. Митиной Л.М., Голубевой Я.В. – М., 2007.
  • Полисубъектное взаимодействие «учитель-ученик-родитель-психолог» в условиях профильного обучения.//Журнал Психология и школа. Специальный выпуск. Под ред. Л.М. Митиной - № 2, 2007.
  • Психологические основы профессионального развития личности в онтогенезе. Журнал Психология и школа. Специальный выпуск./Под ред. Л.М. Митиной – № 1,2,3, 2008.
  • Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности: учебное пособие /Под ред. Л.М. Митиной, С.А. Подосинникова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 392 с.
  • Человек – Образование – Профессия. Сборник статей V Международной научно-практической конференции /Под ред. Митиной Л.М. - М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009.
  • Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных  социально-экономических условиях. Научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов школ /Под ред. Л.М. Митиной. – М., 2010.- 295 с.
  • Учитель. Преподаватель. Тренер. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции /Под ред. Митиной Л.М. - Москва, МГППУ, 2010.
  • Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. /Под ред. Митиной Л.М. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2011.
  • Личностно-профессиональное развитие: традиции и инновации. Журнал Психология и школа. Специальный выпуск./Под ред. Л.М. Митиной – № 2,3, 2012.
  • ОБРАЗОВАНИЕ-ЛИЧНОСТЬ-ПРОФЕССИЯ. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции /Под ред. Л.М. Митиной - М.: ПИ РАО, 2013. – 346 с.
  • Современное образование: роль психологии. Сборник статей X Юбилейной международной научно-практической конференции / Под ред. Л.М. Митиной - М., 2014, – 614с.
  • Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования: коллективная монография. // Под ред. Л.М. Митиной. – М.; СПб.: Нестор-История, 2015. – 416 с.
  • Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования Сборник научных статей ХI Международной научно-практической конференции. /Под ред. Л.М. Митиной. - М.; СПб.: Нестор-История, 2015. – 529 с.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития личности: теоретико-методологические проблемы (статья). Российский научный журнал, 2010, № 1(2), с. 57-63.  
  • Митина Л.М. Психология профессиональной деятельности учителя: теория, эксперимент, практика (статья). Российский научный журнал, 2010, № 2 (15), с. 79-90.  
  • Митина, Л.М. Психологические условия и факторы совершенствования высшего профессионального образования / Л.М. Митина, З.Н. Галина// Педагогический журнал Башкортостана – 2011. – № 5(36). – С. 13-29.
  • Митина, Л.М. Внутриличностные противоречия профессионального развития учителей / Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова // Российский научный журнал, 2011, № 5(24) – С.110-117
  • Митина, Л.М. Личностно-профессиональное развитие специалистов социотехнического типа профессий / Л.М. Митина, В.Ю. Соловьев// Российский научный журнал, 2011, № 1(20). С.109-116.
  • Митина, Л.М. Теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение обучения и личностно-профессионального развития персонала организации / Л.М. Митина// «Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы», 2012. Выпуск 1. Т.17. С. 13-22.
  • Митина, Л.М. Психологические характеристики преподавателей вуза, препятствующие и способствующие личностно-профессиональному развитию студентов / Л.М. Митина, З.Н. Галина// Российский научный журнал. – 2012. – № 1(26). – С. 93-100.
  • Митина, Л.М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход. /Л.М. Митина// Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование, 2012. - №3. С.48-64. 0,7 п.л.
  • Митина, Л.М. Психологическая безопасность учащихся в системе взаимодействия «учитель-ученик» /Л.М. Митина, В.Н. Барцевич// Теоретическая и экспериментальная психология. – Том 5, № 2. 2012. С.37-47.
  • Митина, Л.М. Теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение личностно-профессионального развития субъектов образовательного пространства в условиях полисубъектного взаимодействия /Л.М. Митина//  Национальный психологический журнал, 2013.
  • Митина, Л.М. Влияние профессиональных деформаций учителя на психологическую безопасность и здоровье учащихся / Л.М. Митина, В.Н. Барцевич, З.Н. Галина // Теоретическая и экспериментальная психология. – Том 6, 2013. Выпуск 1. – С. 58-68.
  • Митина, Л.М. Профессиональные деформации личности педагога и склонность к формированию зависимости у учащихся /Л.М. Митина// Российский научный журнал. – 2013.  – № 4 (29) – С.123-136.
  • Митина Л.М., Смысл жизни как рефлексивный ресурс личностно-профессионального развития педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2014. № 4. – М.: ИИУ МГОУ. – 110 с., с. 81-89.
  • Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития и профессиональной карьеры: общее и особенное / Л.М.Митина // Российский научный журнал, 2014. - №4(42). – с.96-109
  • Митина Л.М. Профессиональные деформации педагога и психологическое благополучие учащихся в  современном информационном обществе /Л.М.Митина // Известия Смоленского государственного университета. – № 4, 2014.
  • Митина Л.М. Теоретико-методологические основания личностно-профессионального и карьерного развития / Л.М. Митина // Психолого-педагогические проблемы развития личности профессионала в условиях университетского образования. Сборник научных докладов: В 2 томах: Том 1 / Под ред. Е.Рангеловой – Габрово (Болгария): «ЕКС-ПРЕС», 2014. – 526 с., тираж 500 экз. – с.361-366.
  • Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие педагога в системе «учитель – одаренный ученик» / Л.М. Митина // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества/ отв.ред. М.В. Наянова. – Самара: ООО «Офорт»: ГБОУ ВПО Самарская государственная областная академия. – 2014. – С. 199-214.
  • Митина Л.М. Теоретико-методологические основы личностно-профессионального развития педагога в условиях инклюзивного образования / Л.М. Митина // Inkluzjaspołecznajakoremediumpedagogiczne w dobiekryzysu / podred. L.Pytki, T.Zacharuk, E.Jowko. – Uniwersytet Przyrodniczo-Humanistyczny w Siedlcach. – 2014. – С. 279-290.
  • Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития учителя: традиции и современность / Л.М. Митина // Юбилейный сборник Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной.- М., 2014.
  • Митина Л.М., Проблемы социальной инклюзии и инклюзивного образования /Митина Л.М., Акованцева Л.И. //Вопросы психологии, М.,2015 - №3, c.163-164
  • Митина Л.М., Психологические закономерности целостной профессиональной эволюции человека /Л.М.Митина // Российский научный журнал, 2015. - №2(45)  – с. 144-160.
  • Митина Л.М., Психологические особенности профессионального и карьерного развития руководителей среднего звена  /Л.М.Митина, М.Б. Аптекина, Г.В. Митин // Теоретическая и экспериментальная психология, Том 8, № 3. - М., СПб.: Нестор-История, 2015. – 112 с., – с. 58-70.
  • Митина, Л.М. Теоретические и практические вопросы психолого-педагогической подготовки специалистов в университете /Митина Л.М., Брендакова Л.В., Колмакова И.Г., Митин Г.В.//Вопросы психологии, М. – НИИТ МГАФК. 2015. № 5. С.171-173.
  • Митина, Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве /Митина Л.М..// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, №3 (15), октябрь 2015 г., Тула. с.79-86.

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение