1 мая 2017 , понедельник

Известные психологи

Митина Лариса Максимовна, р. 08.07.1945

Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник, руководитель исследовательской группы психологии профессионального развития личности Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО).

Член Ученого и Диссертационного советов ПИ РАО, эксперт РГНФ и РНФ.

Член Российского психологического общества, Федерации психологов образования России, Международной ассоциации школьных психологов (ISPA). Член управленческого совета Ассоциации профессоров славянских стран (APSC).

Известный российский психолог в области педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, психологии труда учителя, психологии образования.

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1995 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Психология профессионального развития учителя».

C 1969 г. работает в Психологическом институте РАО. С 1995 г. Л.М. Митина возглавляла работу лаборатории психологии профессионального развития личности ПИ РАО.

Л.М. Митина в течение многих лет изучает проблему личностно-профессионального развития учителя – представителя самой массовой профессии и одного из главных субъектов преобразований образовательного пространства школы. Разработана концепция и технология профессионального развития учителя, теоретически и эмпирически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии.

Педагогическая, практическая деятельность:

В течение ряда лет Митина Л.М. вела курсы «Педагогической психологии», «Психологии труда и профессионального развития учителя», а так же спецкурсы в МГПУ, МОПИ, СГУ, РГГУ. Проводились много лет и проводятся в настоящее время научно-практические семинары, тренинги и коуч-практикумы для учителей, работников образования и слушателей ИПК, ИУ. Всего в них приняли участие более 6000 учителей и других работников образования.

Основные публикации: результаты исследований Митиной Л.М. представлены в научных публикациях. Она автор 350 научных работ (в том числе 34 монографий, книг, пособий) по педагогической психологии, психологии развития и акмеологии.

  • Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя (учебное пособие). - Тула: Дина, 1991.
  • Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя (учебное пособие). - М.: ПИ РАО, 1992.
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) (монография). - М.: Дело. 1994.
  • Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя (учебное пособие). - Кемерово: Обл. ИУУ, 1996.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., «Флинта» 1998.
  • Митина Л.М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога (книга) М., Сентябрь, 1999.
  • Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. Учебно-методическое пособие. М.,  изд-во МПСИ, 2001.
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд. НПО МОДЭК, 2002.
  • Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя. Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, Флинта, 2002.
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. (учебно-методическое пособие). М.: НПО Модэк, 2003. 2-е издание.
  • Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя (учебное пособие). М.: Академия, 2004.
  • Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. (учебное пособие). М.: Академия, 2005.
  • Митина Л.М. Психология развития и здоровье педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности (часть 1,2). / Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2005 №6, №7 – 75,80с.
  • Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы (книга)  Москва: МГППУ, 2010.
  • Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. – М.; СПб: Нестор-История, 2014, –  376с.
  • Проблемы профессиональной социализации личности. /Под ред. Л.М. Митиной, Р.Л. Кричевского. Кемерово, 1996.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. /Под ред. Л.М. Митиной. М., Флинта, 1998.
  • Профессиональное здоровье учителя  - стратегическая проблема современной школы. /Под ред. Л.М. Митиной. М, 1999. - 160 с.
  • Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Л.М. Митиной. М. – Воронеж, 2001.
  • Московская психологическая школа: история и современность. В 3-х тт. Т.3 «Психологическая наука, образование, практика» (ответственный редактор Митина Л.М.) М.: ПИ РАО 2004.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии.  Учебно-методическое пособие. /Под ред. Л.М. Митиной М.: МПСИ, Флинта, 2003, 2 издание.
  • Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. Учебное пособие. /Под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. - 335 с.
  • Психология профессионального развития педагога: проблемы и перспективы. /Под ред. Л.М. Митиной Библиотечка журнала «Вестник образования России» - Москва: «Про-Пресс», № 5, 2006. – 72 с.
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы к профильному обучению. Сборник статей  Всероссийской научно-практической  конференции /Под ред. Митиной Л.М., Голубевой Я.В. – М., 2007.
  • Полисубъектное взаимодействие «учитель-ученик-родитель-психолог» в условиях профильного обучения.//Журнал Психология и школа. Специальный выпуск. Под ред. Л.М. Митиной - № 2, 2007.
  • Психологические основы профессионального развития личности в онтогенезе. Журнал Психология и школа. Специальный выпуск./Под ред. Л.М. Митиной – № 1,2,3, 2008.
  • Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности: учебное пособие /Под ред. Л.М. Митиной, С.А. Подосинникова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 392 с.
  • Человек – Образование – Профессия. Сборник статей V Международной научно-практической конференции /Под ред. Митиной Л.М. - М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009.
  • Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных  социально-экономических условиях. Научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов школ /Под ред. Л.М. Митиной. – М., 2010.- 295 с.
  • Учитель. Преподаватель. Тренер. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции /Под ред. Митиной Л.М. - Москва, МГППУ, 2010.
  • Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. /Под ред. Митиной Л.М. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2011.
  • Личностно-профессиональное развитие: традиции и инновации. Журнал Психология и школа. Специальный выпуск./Под ред. Л.М. Митиной – № 2,3, 2012.
  • ОБРАЗОВАНИЕ-ЛИЧНОСТЬ-ПРОФЕССИЯ. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции /Под ред. Л.М. Митиной - М.: ПИ РАО, 2013. – 346 с.
  • Современное образование: роль психологии. Сборник статей X Юбилейной международной научно-практической конференции / Под ред. Л.М. Митиной - М., 2014, – 614с.
  • Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования: коллективная монография. // Под ред. Л.М. Митиной. – М.; СПб.: Нестор-История, 2015. – 416 с.
  • Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования Сборник научных статей ХI Международной научно-практической конференции. /Под ред. Л.М. Митиной. - М.; СПб.: Нестор-История, 2015. – 529 с.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития личности: теоретико-методологические проблемы (статья). Российский научный журнал, 2010, № 1(2), с. 57-63.  
  • Митина Л.М. Психология профессиональной деятельности учителя: теория, эксперимент, практика (статья). Российский научный журнал, 2010, № 2 (15), с. 79-90.  
  • Митина, Л.М. Психологические условия и факторы совершенствования высшего профессионального образования / Л.М. Митина, З.Н. Галина// Педагогический журнал Башкортостана – 2011. – № 5(36). – С. 13-29.
  • Митина, Л.М. Внутриличностные противоречия профессионального развития учителей / Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова // Российский научный журнал, 2011, № 5(24) – С.110-117
  • Митина, Л.М. Личностно-профессиональное развитие специалистов социотехнического типа профессий / Л.М. Митина, В.Ю. Соловьев// Российский научный журнал, 2011, № 1(20). С.109-116.
  • Митина, Л.М. Теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение обучения и личностно-профессионального развития персонала организации / Л.М. Митина// «Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы», 2012. Выпуск 1. Т.17. С. 13-22.
  • Митина, Л.М. Психологические характеристики преподавателей вуза, препятствующие и способствующие личностно-профессиональному развитию студентов / Л.М. Митина, З.Н. Галина// Российский научный журнал. – 2012. – № 1(26). – С. 93-100.
  • Митина, Л.М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход. /Л.М. Митина// Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование, 2012. - №3. С.48-64. 0,7 п.л.
  • Митина, Л.М. Психологическая безопасность учащихся в системе взаимодействия «учитель-ученик» /Л.М. Митина, В.Н. Барцевич// Теоретическая и экспериментальная психология. – Том 5, № 2. 2012. С.37-47.
  • Митина, Л.М. Теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение личностно-профессионального развития субъектов образовательного пространства в условиях полисубъектного взаимодействия /Л.М. Митина//  Национальный психологический журнал, 2013.
  • Митина, Л.М. Влияние профессиональных деформаций учителя на психологическую безопасность и здоровье учащихся / Л.М. Митина, В.Н. Барцевич, З.Н. Галина // Теоретическая и экспериментальная психология. – Том 6, 2013. Выпуск 1. – С. 58-68.
  • Митина, Л.М. Профессиональные деформации личности педагога и склонность к формированию зависимости у учащихся /Л.М. Митина// Российский научный журнал. – 2013.  – № 4 (29) – С.123-136.
  • Митина Л.М., Смысл жизни как рефлексивный ресурс личностно-профессионального развития педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2014. № 4. – М.: ИИУ МГОУ. – 110 с., с. 81-89.
  • Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития и профессиональной карьеры: общее и особенное / Л.М.Митина // Российский научный журнал, 2014. - №4(42). – с.96-109
  • Митина Л.М. Профессиональные деформации педагога и психологическое благополучие учащихся в  современном информационном обществе /Л.М.Митина // Известия Смоленского государственного университета. – № 4, 2014.
  • Митина Л.М. Теоретико-методологические основания личностно-профессионального и карьерного развития / Л.М. Митина // Психолого-педагогические проблемы развития личности профессионала в условиях университетского образования. Сборник научных докладов: В 2 томах: Том 1 / Под ред. Е.Рангеловой – Габрово (Болгария): «ЕКС-ПРЕС», 2014. – 526 с., тираж 500 экз. – с.361-366.
  • Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие педагога в системе «учитель – одаренный ученик» / Л.М. Митина // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества/ отв.ред. М.В. Наянова. – Самара: ООО «Офорт»: ГБОУ ВПО Самарская государственная областная академия. – 2014. – С. 199-214.
  • Митина Л.М. Теоретико-методологические основы личностно-профессионального развития педагога в условиях инклюзивного образования / Л.М. Митина // Inkluzjaspołecznajakoremediumpedagogiczne w dobiekryzysu / podred. L.Pytki, T.Zacharuk, E.Jowko. – Uniwersytet Przyrodniczo-Humanistyczny w Siedlcach. – 2014. – С. 279-290.
  • Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития учителя: традиции и современность / Л.М. Митина // Юбилейный сборник Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной.- М., 2014.
  • Митина Л.М., Проблемы социальной инклюзии и инклюзивного образования /Митина Л.М., Акованцева Л.И. //Вопросы психологии, М.,2015 - №3, c.163-164
  • Митина Л.М., Психологические закономерности целостной профессиональной эволюции человека /Л.М.Митина // Российский научный журнал, 2015. - №2(45)  – с. 144-160.
  • Митина Л.М., Психологические особенности профессионального и карьерного развития руководителей среднего звена  /Л.М.Митина, М.Б. Аптекина, Г.В. Митин // Теоретическая и экспериментальная психология, Том 8, № 3. - М., СПб.: Нестор-История, 2015. – 112 с., – с. 58-70.
  • Митина, Л.М. Теоретические и практические вопросы психолого-педагогической подготовки специалистов в университете /Митина Л.М., Брендакова Л.В., Колмакова И.Г., Митин Г.В.//Вопросы психологии, М. – НИИТ МГАФК. 2015. № 5. С.171-173.
  • Митина, Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве /Митина Л.М..// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, №3 (15), октябрь 2015 г., Тула. с.79-86.

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение