16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024

Кто есть кто

Лариса Максимовна Митина

Лариса Максимовна Митина

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник, руководитель исследовательской группы психологии профессионального развития личности Психологического института РАО.

Член Ученого и диссертационного советов ПИ РАО, эксперт РГНФ и РНФ.

Член Российского психологического общества, Федерации психологов образования России, Международной ассоциации школьных психологов (ISPA). Член управленческого совета Ассоциации профессоров славянских стран (APSC).

Известный российский психолог в области педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, психологии труда учителя, психологии образования.

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие различных по длительности временных интервалов при разной интенсивности звукового стимула и разном уровне активации мозговых структур», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология профессионального развития учителя».

C 1969 г. работает в Психологическом институте РАО. С 1995 г. Л.М. Митина возглавляла работу лаборатории психологии профессионального развития личности ПИ РАО.

Л.М. Митина в течение многих лет изучает проблему личностно-профессионального развития учителя – представителя самой массовой профессии и одного из главных субъектов преобразований образовательного пространства школы. Разработана концепция и технология профессионального развития учителя, теоретически и эмпирически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации учителя в профессии.

Педагогическая, практическая деятельность:

В течение ряда лет Митина Л.М. вела курсы «Педагогической психологии», «Психологии труда и профессионального развития учителя», а так же спецкурсы в МГПУ, МОПИ, СГУ, РГГУ. Проводились много лет и проводятся в настоящее время научно-практические семинары, тренинги и коуч-практикумы для учителей, работников образования и слушателей ИПК, ИУ. Всего в них приняли участие более 6000 учителей и других работников образования.

Основные публикации: более 350 научных работ по педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, в том числе

  • Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя: Учеб. пособие. Тула: Тульский ОИПКРНО, 1991. 178 с.
  • Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М: ПИ РАО, 1992. 60 с.
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
    Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: учебное пособие для практических психологов. Кемерово: Кемеровский ОИУУ, 1996. 50 с.
  • Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта; МПСИ, 1998. 200 с.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / под ред. Л.М. Митинои?. М.: МПСИ; Флинта, 1998. 184 с.
  • Проблемы социализации личности / под ред. Л.М. Митинои?. Кемерово: Кемеровский ОИУУ; М.: ПИРАО, 1996. 159 с.
  • Митина Л. М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999. 192 с.
  • Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, 2001. 192 с.
  • Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя / под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, 2001. 299 с.
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Флинта, 2002. 400 с.
  • Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие. М.: МПСИ, Флинта, 2002. 144 с.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / под. ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ; Флинта, 1998;  2-е изд., испр. 2003. 179 с.
  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2003. 400 с.
  • Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 320 с.
  • Московская психологическая школа: история и современность. В 3-х тт. Т. 3. Психологическая наука, образование, практика / отв. ред. Л.М. Митина. М.: ПИ РАО, 2004.
  • Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учебное пособие / под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. 335 с.
  • Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие. М.: Академия, 2005. 368 с.
  • Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности // Библиотечка журнала «Вестник образования России». 2005. №6. 79 с.
  • Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности / под ред. Л.М. Митиной. Астрахань: Астраханский университет, 2008. 391 с.
  • Человек — образование — профессия: V Международная научно-практическая конференция, 6-8 июля 2009 года, Москва / под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО, 2009. 302 с.
  • Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2010. 305 с.
  • Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях: научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов / под ред. Л.М. Митиной. Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 295 с.
  • Актуальные проблемы современного образования: развитие, здоровье, эффективность: VII Международная научно-практическая конференция, 7-8 июля 2011 года / под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2011. 280 с.
  • Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. - СПб: Нестор-История, 2014. 375 с.
  • Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / под ред. Л.М. Митиной. М. - СПб: Нестор-История, 2015. 416 с.
  • Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. М. - СПб: Нестор-История, 2018. 456 с.
  • Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М. - СПб: Нестор-История, 2019. 400 с.
  • Митина Л.М. Психология труда учителя: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 337 с.
  • Митина Л.М. Психологическая подготовка учителя: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 216 с.
  • Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2020. 377 с.
  • Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2020. 430 с.
  • Митина Л.М., Щелина С.О. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов: монография. М.: ПИ РАО, 2021. 311 с.
  • Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: коллективная монография / под ред. Л.М. Митиной. М.; Самара: Бахрах-М, 2022. 275 с.
Поздравления с днём рождения
  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемая Лариса Максимовна!

    Поздравляю Вас с Днем рождения! Счастья Вам, здоровья, домашнего тепла. Пусть в этот день для Вас приходят одни приятные новости и поздравления от родных, друзей и коллег. Все цветы мира Вам - виртуально.

    С уважением и благодарностью за Ваш труд, Валерий Михайлович

  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Уважаемая Лариса Максимовна! Поздравляю Вас с Днем рождения!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»