16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Владимир Самуилович Собкин

Владимир Самуилович Собкин

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник общего образования РФ.

Научный руководитель лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО. Начальник Центра социологии образования Института управления образованием РАО. Руководитель Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института РАО. Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член диссертационных советов при факультете психологии МГУ, Московском педагогическом государственном университете.

Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редакционного совета журналов «Вопросы психологии», «Национальный психологический журнал», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Наука - образованию».

Руководитель секции театральной психологии и педагогики Российского психологического общества. Член Экспертного совета Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2027Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019-2023).

В 1972 году окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассников», в 1997 г. - докторскую диссертацию на тему «Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте».

С 1974 по 1990 год работал в НИИ Художественного воспитания АПН СССР сначала в должности младшего, а с 1986 года — старшего научного сотрудника (сначала в лаборатории социологических исследований, с 1983 года в лаборатории «Воспитание школьников средствами кино и телевидения»).

В 1988-1990 годах параллельно с работой в НИИ ХВ АПН СССР являлся заместителем руководителя ВНИКА «Школа» при Госкомитете по науке и образованию СССР, где руководил лабораторией педагогической социологии.

С 1990 по 1992 год работал в Центре педагогических инноваций АПН СССР в должности заведующего лабораторией педагогической социологии, а с 1991 года — заместителя директора. Также в это время являлся Членом Коллегии Министерства образования РФ, Советником министра образования РФ.

В 1992 году избран членом-корреспондентом РАО, с 2001 года — действительный член (академик) РАО.

С 1993 года директор-организатор и руководитель Центра социологии образования РАО; в 2008 году центр был переименован в Институт социологии образования, затем в 2014 г. в связи с реорганизацией в форме присоединения вошел в состав Института управления образованием РАО как Центр социологии образования.

С 1999 по 2008 годы был председателем Экспертного Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, являлся председателем секции по этнопсихологии Российского психологического общества.

С 2006 г. - профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

С 2007 г. преподавал в Российском государственном гуманитарном университете — профессор кафедры проектирующей психологии факультета социальной психологии и педагогики Института психологии им. Л.С. Выготского.

Руководил Социологической службой Министерства образования РФ.

Стоял у истоков создания и более 10 лет возглавлял психологический факультет Высшей гуманитарной школы им. Ш. Дубнова.

С 2021 г. работает в Центре социокультурных проблем современного образования ПИ РАО.

Научные интересы:

  • социология образования;
  • детская, возрастная и педагогическая психология;
  • психология искусства;
  • этнопсихология.

Принимал активное участие в проведении цикла социологических исследований, посвященных художественным интересам школьников, отношению школьников к СМИ. Разработал ряд оригинальных методик, направленных на диагностику уровня литературного развития учащихся, которые были апробированы в массовых социологических опросах.

Участвовал в разработке «Концепции общего среднего образования», «Концепции художественного образования и эстетического воспитания», руководил (совместно с В. С. Лазаревым) разработкой Программы Министерства образования РФ «Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития» (1991 год), принимал участие в разработке проекта отдельных статей Закона «Об образовании», проекта Закона «Об изменениях и дополнениях в “Закон об образовании”», проекта Указа Президента «О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств», проекта Закона «О негосударственном образовании» и целого ряда нормативных документов Министерства образования РФ.

С середины 90-х руководитель и автор целого ряда научно-исследовательских проектов выполненных в рамках Федеральных целевых программ «Развитие образования в России», «Дети России», «Дети Чернобыля», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском сообществе (2001—2005)». По заказу ЮНЕСКО подготовлен аналитический доклад о девиантных проявлениях в подростковой субкультуре «Подросток 90-х: движение в зону риска». В 2002 по результатам социологических исследований ИСО РАО (ЦСО РАО на тот момент) были представлены материалы к аналитическому докладу на Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству: «Культура и дети: проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения».

В различные годы являлся научным консультантом и соразработчиком региональных проектов по развитию образования (Республики Хакасия, г. Волжский и др.); в 1991—1992 гг. был соруководителем международного инновационного педагогического проекта «Metropolis», реализуемого в рамках сотрудничества Министерства образования Российской Федерации и Министерства культуры, науки и образования Нидерландов.

С 2011 года руководит проектом «Подросток на пространстве бывшего СССР: 20 лет спустя».

Читает курсы:

  • «Социология образования»,
  • «Методы социологических исследований»,
  • «Психология массового сознания»,
  • «Психология подросткового возраста»,
  • «Психология искусства».

Основные публикации: более 600 научных трудов, которые опубликованы как в России, так и за рубежом, в том числе монографии

  • «Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе» (1992)
  • «Динамика художественных предпочтений старшеклассников» (1992)
  • «Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва-Амстердам» (1994)
  • «Старшеклассник в мире политики» (1997)
  • «Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи» (1997)
  • «Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации» (1998)
  • «Российский подросток 90-х: движение в зону риска» (1998)
  • «Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации» (2000)
  • «Подросток: виртуальность и социальная реальность» (2001)
  • «Социология семейного воспитания: дошкольный возраст» (2002)
  • «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре» (2003)
  • «Возрастные особенности формирования толерантности» (2003)
  • «Толерантность в подростковой и молодёжной среде» (2004)
  • «Подросток: виртуальность и социальная реальность» (2004)
  • «Подросток: нормы, риски, девиации» (2005)
  • «Социология образования: Беседы, технологии, методы» (2006)
  • «Социология дошкольного воспитания» (2006)
  • «Социокультурные трансформации подростковой субкультуры» (2006)
  • «Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы» (2007)
  • «Отношение учителей к Единому Государственному Экзамену (по материалам социологического исследования)» (2009)
  • «Фильм „Чучело“ глазами современных школьников» (2010)
  • «Социология дошкольного детства» (2013)
  • «Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского» (2015)
  • «Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации» (2016)
  • «Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету» (2018)
  • «Подросток: особенности сексуального поведения» (2020)
  • «Психология актера: начало профессионального пути» (2021)
  • A Sociocultural Analysis of Educational Situation in the Megalopolis (1996)
  • The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations (1998)
  • The Adolescent: Virtual and Social Reality (2004)

В.С. Собкин является научным редактором сборников статей «Труды по социологии образования».

Награды:

  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • медаль К. Д. Ушинского (1998)
  • лауреат премии Президента РФ в области образования (2002)
  • нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ» (2003
  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Указом Президента РФ (2004)
  • медаль им. Г.И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2007)
  • звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2008)
  • Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2008)
  • медаль Российской академии образования имени В.В. Давыдова (2013)
  • орден «Почета» Указом Президента РФ (2019)
  • медаль имени Л.С. Выготского Российской академии образования  за значительный вклад в развитие теории и методологии психологии, специальной психологии и серию научных трудов, посвященных исследованию творческого наследия Л.С. Выготского (2021)
  • медаль Л.С. Выготского Министерства просвещения Российской Федерации за значительный вклад в совершенствование методов педагогического и психологического сопровождения граждан (2023)
  • медаль имени М.Н. Скаткина РАО за значительный вклад в развитие научной и образовательной деятельности (2023)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемый Владимир Самуилович!

    Поздравляю Вас с Днем рождения. Желаю Вам счастья, здоровья, успехов и домашнего тепла. Пусть в этот день для Вас приходят одни приятные новости и поздравления от родных, друзей и коллег.

    Особо хочется сказать спасибо за поддержку журнала Медицинская психология в России, который является ведущим журналом для научных и практических специалистов по клинической психологии.

    С уважением, Валерий Михайлович.

  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемый Владимир Самуилович! Поздравляю Вас с Днем рождения! Желаю здоровья, успехов на благо науки и домашнего тепла.
    С уважением, Валерий Ганузин.

  • Лариса Григорьевна Лавриченко

    Уважаемый Владимир Самуилович, примите поздравления с Днем рождения! Здоровья, успехов и радости!

  • Всеволод Олегович Копытин

    С Днем рождения, уважаемый Владимир Самуилович! От всего сердца желаю Вам здоровья и долгих лет жизни! И хорошего настроения!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»