16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Владимир Александрович Мазилов

Владимир Александрович Мазилов

Ярославль

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Приглашенный профессор Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (Беларусь).

Лауреат Премии имении С.Л. Рубинштейна РАН.

Заместитель председателя докторского диссертационного совета, член 3 докторских диссертационных советов по психологическим, педагогическим наукам ЯрГПУ и докторского диссертационного совета по психологии ЯрГУ.

Член редколлегий 11 научных психологических журналов (в том числе трех зарубежных), заместитель главного редактора журнала «Вестник интегративной психологии».

Эксперт РГНФ, РФФИ и РНФ. Член Этического комитета Российского психологического общества.

Академик, член президиума Международной академии психологических наук, академик Балтийской педагогической академии.

Председатель попечительского совета МОУ СОШ №43 г. Ярославля.

В 1976 году В.А. Мазилов с отличием окончил факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ ограничения зоны поиска в процессе решения мыслительных задач». В 1999 году — докторскую диссертацию на тему «Теория и метод в психологии».

По окончании университета работал в качестве ассистента кафедры общей психологии и обучался в заочной аспирантуре по психологии. В 1982 году перешел в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского.

В 1982 В.А. Мазилов году переходит в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, где работал последовательно ассистентом (с 1982 года), старшим преподавателем (с 1984), доцентом (с 1988) кафедры психологии и педагогики начального обучения. В 1983-84 был заместителем декана факультета начальных классов, в 1984-1986 деканом факультета начальных классов.

В 2000-2004 гг. работал заведующим кафедрой психологии и педагогики начального обучения. С 2004 года по настоящее время заведует кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ.

Является научным руководителем ежегодного Ярославского методологического семинара (с 2003 г.). Был членом экспертного совета РФФИ. Неоднократно был Председателем экспертной комиссии по психологии в Губернаторском конкурсе студенческих работ среди высших учебных заведений Ярославской области. Долгие годы был членом докторского диссертационного совета по культурологии ЯрГПУ.

Область профессиональных интересов: общая психология и история  психологии, методология психологии.

В кандидатской диссертации В.А. Мазиловым был использован новый подход: механизм ограничения зоны поиска — один из важнейших этапов решения мыслительной задачи — рассматривался в связи с анализом структур субъективного опыта испытуемого. Такой подход позволил сделать важный вывод: трудность решения творческой задачи состоит не столько в том, чтобы выдвинуть гипотезу, приводящую к правильному решению (как это традиционно считалось), сколько в преодолении заблуждения, препятствующего выдвижению такой гипотезы. Таким образом, главная сложность творческого процесса состоит в коррекции субъективного опыта личности, решающей сложную мыслительную задачу. Исследование творческого мышления послужило основой для создания концепции научного творчества (1984).

В докторской диссертации, в частности, было показано, что между теорией и методом в психологической концепции существует внутреннее единство, которое обеспечивается «предтеорией» — комплексом исходных представлений исследователя. Была выявлена и описана структура предтеории, разработана теоретическая модель соотношения теории и метода в психологии. Обнаружено, что соотношение теории и метода в психологии представляет собой структурный инвариант, что создает возможность для соотнесения и конструктивного сопоставления различных психологических концепций (2001, 2003).

В.А. Мазиловым проведен ряд исследований, посвященных истории психологической науки (1998), философии психологии (1999), методологии психологии (2002). Им проанализирован процесс выделения психологии в самостоятельную науку: так, учет не только внутренних факторов развития науки, но и внешних социокультурных факторов позволил дать новую трактовку становления психологии как самостоятельной науки, выявить роль методов в этом процессе. Была обоснована необходимость разработки в современных условиях философии психологии как самостоятельной области знания, очерчен круг ее задач. В результате историко-психологического исследования предложена новая структура методологии, соответствующая задачам психологии в настоящее время.

В.А. Мазилов — автор известной концепции коммуникативной методологии психологической науки (2001), направленной на установление взаимопонимания между различными психологическими школами и направлениями. В последние годы Владимир Александрович занимается разработкой проблемы интеграции психологического знания, им предложена методология и технология интеграции психологического знания (2004). Является создателем направления «поэтической психологии» (2004), согласно которому научное академическое знание не является единственной формой психологического знания — «поэтический» подход предполагает выявление образов, метафор, которые позволяют лучше осознать смысл методологических проблем современной науки.

С 2007 года по настоящее время В.А. Мазилов занимается разработкой общей (интегративной)    теории методологии.    Им предложена структура современной методологии психологической науки, выявлены ее основные задачи и функции, разработана концепция общей (интегративной) методологии. Интегративная методология психологической науки   объединяет в рамках единой концепции частные теории  предмета, метода, факта, теории и объяснения.

Разработал и читает лекционные курсы «Общая психология», «История психологии», «Методологические основы психологии», «Актуальные проблемы теоретической психологии», «Психология общения», «Основы практической психологии», спецкурсы «Психолого-педагогический анализ педагогического опыта», «Психология педагогического общения», «Психология творческого мышления», «Психотехнологии эффективной деятельности», «Триумф и трагедия советской психологии (развитие психологии в СССР в 1920-1970 гг.)», «Теории личности в современной психологии» и др. Также читались курсы «Практическая психология и психодиагностика», «Основы конфликтологии», «Методика преподавания психологии», «Личность и личностный рост» и др.

Под руководством Владимира Александровича подготовлены 3 доктора и 20 кандидатов психологических наук.

Автор более 650 публикаций, в том числе 10 монографий и 10 учебников и учебных пособий. Соавтор учебника «Общая психология» (2005), имеющего гриф УМО для классических университетов. Под его редакцией издано 8 сборников научных трудов, 4 научные монографии. Участник многих международных и всероссийских научных и научно-практи­ческих конференций.

Награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2008). Лауреат премии губернатора Ярославской области в области науки и техники как победитель конкурса научно-исследовательских работ преподавателей областных вузов в сфере гуманитарных наук (2009). Имеет Благодарность министра образования РФ (2002), удостоен знаков губернатора Ярославской области «За успехи в науке» (2002), «200 лет высшей школе Ярославской области», Почетных грамот губернатора Ярославской области (2004), Департамента образования Ярославской области (2006, 2009), имеет другие поощрения. Награжден орденом IAPS «За заслуги перед психологией» (2014), медалью «Человеческий фактор» (2004). В 2014 году стал победителем юбилейного XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года в номинации «Вклад в развитие единого профессионального сообщества» в составе авторского коллектива Международной академии психологических наук. Лауреат Премии имени С.Л. Рубинштейна Российской академии наук за серию научных работ по теме «Методология и история современной психологии» (2020).

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Анна Владимировна Мантикова

    Хочется обнять и поздравить профессора Владимира Мазилова с юбилеем!
    Что же можно пожелать новатору, поэту и романтику, ведущему методологу психологии в России, бесконечно пытливому уму – профессору Владимиру Александровичу Мазилову, который в июне 2019 г. празднует свой юбилей и 43-летие профессиональной деятельности? От количества его публикаций туманится рассудок, а от их прочтения – просветляется разум. Он пишет о сложном, он охотно делится своими идеями с молодыми учёными, студентами и широким кругом читателей научной литературы, ища искру в их глазах, и, вдохновляясь этим.
    Юбилей – короткая остановка на жизненном пути для сличения промежуточных результатов и желаемых целей, для принятия похвалы от окружающих, заметивших наши достоинства, и внутреннего порицания за то, что ещё не сделано. Нам нужны и такие системы координат, чтобы на пути жизни не забыть, куда и зачем мы движемся.
    В дни юбилея желаю профессору Владимиру Мазилову здоровья и сохранения неутомимой пытливости на горизонтах как психологической науки, в частности, так и жизни, в целом, и не только развития «поэтической психологии», но и море музыки и поэзии вокруг.
    Мы созданы, познать чтоб боль,
    Пройти сквозь хаос бури,
    Узреть в самих себя любовь,
    Души играть на чьих-то струнах.

    И нет контрастов если в нас –
    То море будет серо-пресным,
    То значит – тот огонь погас,
    Сквозь сердца боль рождал что песни.

    Не можем счастие найти
    Мы на лужайке возле дома.
    Нам надо быть всегда в пути,
    Без страха оставляя троны.

    Библиографическая ссылка:

    Мантикова А.В. Личность учёного-психолога: комплементарность научности и человечности («Штрихи к портрету» профессора Владимира Мазилова) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2019. – № 2;
    URL: bulletinpp.esrae.ru/227-1214 (дата обращения: 21.06.2019).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»