25 марта 2017 , суббота

Известные психологи

Решетова Зоя Алексеевна, р. 16.12.1918

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член Общества психологов СССР (1971), член Всесоюзного общества «Знание» (1983), член Российского психологического общества.

Участник Великой Отечественной войны.

В 1950 г. окончила психологическое отделение философского факультета  МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке». В 1988 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологические основы профессионального обучения».

Область научных интересов: психология обучения, педагогическая психология. 

В работах З.А. Решетовой, разрабатывающих идеи теории деятельности в психологии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.), выявлены функции, стадии и закономерности формирования ориентировочной деятельности как деятельности психической, в процессе усвоения знаний и умений, выявлены условия формирования теоретического мышления, системной ориентации и его значения для интеллектуального развития. На основе этих исследований разработана новая модель обучения и выполнен ряд прикладных исследований. Раскрыты психологические аспекты многих актуальных проблем современной педагогики, в т. ч. фундаментализация образования, политехнизация трудового обучения, профессиональная подготовка специалистов широкого профиля, специфика обучения в системе повышения квалификации специалистов и др. Предложены пути решения проблем.

От формирования базовых профессиональных умений, составляющих основу квалификации специалиста, З.А. Решетова перешла к построению учебных программ в русле системной методологии. Учебный предмет (научная или научно-техническая дисциплина любого профиля), содержание учебного материала и способ его преподавания при этом конструируется на основе предварительно выявленных существенных структурно-функциональных составляющих предмета усвоения, как объекта системной природы. Системный подход позволяет учащимся осваивать учебную дисциплину на высшем уровне обобщения, высокая эффективность такого способа обучения проявляется в успешном решении задач проблемного типа, эвристических задач. На основе этих исследований разработана новая модель обучения, при которой учащиеся не просто осваивают некоторую сумму знаний и умений, но и продвигаются в своем интеллектуальном развитии, и выполнен ряд прикладных исследований. Системный подход в построении учебных дисциплин реализован под руководством З.А. Решетовой применительно к различным вузовским курсам, используется в профтехучилищах, общеобразовательных школах, при подготовке высококвалифицированных военных специалистов.

С 1954 г. З.А. Решетова работает на факультете психологии МГУ.

Читает курсы лекций: «Педагогическая психология», «Психологический анализ учебного процесса», «Психологические основы профессионального обучения». Ведет спецсеминар «Теоретические проблемы формирования мышления в обучении».

Была членом специализированных советов К.053.05.74 по психологии (1966-1991) и К.053.05.066 по педагогике (1971-1991) при МГУ.

Подготовила 19 кандидатов наук.

Автор более 100 научных работ, в том числе 4 в зарубежных изданиях (Болгария, ГДР, Великобритания). Основные труды:

  • Психологические проблемы профессионального обучения (соавт., 1979),
  • Методические указания по изучению курса общей химии в логике системного подхода (1981),
  • Психологические основы профессионального обучения (1985),
  • Учебно-методическое пособие по изучению иностранного языка (в логике системного анализа) (1992),
  • Методическое пособие по разделу математики «Решение сюжетных задач» (1992),
  • Формирование системного мышления в обучении (2002).

Награды:

  • орден Отечественной войны 2 степени (1985), 
  • 11 медалей, в т.ч. «За оборону Сталинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1986) и др.,
  • знак Минвуза СССР «За отличные успехи в работе», 
  • серебряная медаль ВДНХ  и диплом 2-й степени (за тренажерный комплекс),
  • первая премия Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева (Украинского отделения) за лучшее вузовское пособие по химии,
  • диплом 1-й степени за победу во Всесоюзном конкурсе учебного оборудования,
  • лауреат премии имени М.В. Ломоносова за научную деятельность (2003).

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение