23 марта 2017 , четверг

Известные психологи

Дубровина Ирина Владимировна, р. 06.06.1935

Доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.

Главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, профессор кафедры педагогической психологии факультета образования Московского городского психолого-педагогического университета.

Главный редактор журнала «Детский практический психолог».

Член Большого Жюри (1999-2013) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Окончила в 1958 г. факультет русского языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958—1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила ее в 1966, защитив кандидатскую диссертацию «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте» (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л.И. Божович. С 1978 по 1992 г. была зам. директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докторскую диссертацию «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 г. заведует лабораторией «Научных основ детской практической психологии». 

Cпециалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии.  Основатель детской практической психологии, разработчик и организатор школьной психологической службы.  

Основное направление научных исследований первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования.  На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны личности. С конца 1970-х гг. под руководством И.В. Дубровиной проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах. В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, Д. разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования. Разработала программу подготовки практических психологов образования.

Основные труды:

  • Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту, 1987
  • Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет, 1988
  • Формирование личности старшеклассника, 1989
  • Формирование личности в онтогенезе, 1992, ред. и соавт. 
  • Психическое развитие воспитанников детского дома ( ред. совм. с М.И. Лисиной), 1990
  • Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики, 1991
  • Рабочая книга школьного психолога, 1991
  • Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, 1994

Награждена медалью К.Д. Ушинского (1995). 

Участие в конкурсе «Золотая Психея»


16+
Информация об издании

Рекламодателям

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение