Кто есть кто

Ирина Владимировна Дубровина
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ.
Главный научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
Главный редактор журнала «Детский практический психолог», член редсовета «Национального психологического журнала» и редколлегии «Российского психологического журнала».
Член Президиума Федерации психологов образования России. Председатель Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2013).
Окончила в 1958 г. факультет русского языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958—1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (затем Психологический институт РАО и Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований), окончила ее в 1966, защитив кандидатскую диссертацию «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте» (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л.И. Божович. С 1978 по 1992 г. была зам. директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докторскую диссертацию «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 по 2008 гг. заведовала лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО.
Специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Основатель детской практической психологии, разработчик и организатор школьной психологической службы.
Основное направление научных исследований первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования. На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны личности. С конца 1970-х гг. под руководством И.В. Дубровиной проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах. В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, И.В. Дубровина разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования. Разработала программу подготовки практических психологов образования.
Основные труды:
- Об индивидуальных особенностях школьников, 1975
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту, 1987
- Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет, 1988
- Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сборник научных трудов, 1988 (отв. ред.)
- Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет, 1988 (соавт. и ред.)
- Формирование личности старшеклассника, 1989
- Формирование личности в онтогенезе, 1992 (ред. и соавт.)
- Психическое развитие воспитанников детского дома, 1990 (соавт. и соред.)
- Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов, 1990 (отв. ред.)
- Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов, 1991 (отв. ред.)
- Формирование личности в онтогенезе: Сборник научных трудов. Посвящен памяти Л.И. Божович, 1991 (ред.)
- Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики, 1991
- Рабочая книга школьного психолога, 1991, 1995 (соавт. и ред.)
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, 1994 (ред.)
- Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы, 1995 (2-е изд.), 1997, 1998, 1999
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: метод. пособие, 1995, 1997, 1998, 2000 (ред.)
- О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки, 1995 (в соавт.)
- Готовность к школе: руководство практического психолога, 1995 (ред.)
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие, 1995, 1997, 1998, 2000 (ред.)
- Практическая психология образования: учебное пособие, учебник, 1997, 2003, 2004 (4-е изд., перераб. и доп.) (в соавт.)
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие, 1998, 1999 (соавт. и ред.)
- Практическая психология образования: учебник, 1998 (2-е изд.) (соавт. и ред.)
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2008 (сост.)
- Я работаю психологом… в детском саду, в обычной школе, в частной школе, в департаменте образования, с учителями. Опыт, размышления, советы, 1999 (ред.)
- Психология: учебник, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007, 2008, 2010, 2011, 2012, 2013 (перераб. и доп.), 2014, 2015, 2017, 2018, 2019, 2021 (испр.), 2023 (испр.) (соавт. и ред.)
- Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя, 2003 (соавт. и ред.)
- Психология. III-IV классы: учебное пособие для начальной школы, 2007 (2-е изд.) (ред.)
- Психология: 5 класс: учебное пособие, 2007 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.)
- Психология: 6 класс: учебное пособие, 2007 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.)
- Психология. 8 класс: учебное пособие, 2008 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.)
- Психология. 10 класс: учебно-методическое пособие, 2008 (2-е изд.) (ред.)
- Психология. XI класс: учебное пособие, 2008 (ред.)
- Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга, 2009 (соавт. и ред.)
- Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе: по материалам работы экспериментальной площадки РАО в г. Омске, 2011 (ред.)
- Практическая психология в лабиринтах современного образования, 2014
- Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие, 2016
- Психологическое благополучие школьников: учебное пособие, 2018, 2019, 2020
- Современная образовательная среда ребенка: семья и школа, 2019 (соавт.)
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: в 2 частях, 2019, 2020 (5-е изд., испр. и доп.) (соавт.)
- Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие, 2020 (2-е изд, испр. и доп.)
- Психологический образ детства в исторической трансспективе российского общества (20-е годы XX века - 20-е годы XXI века), 2021 (соавт.)
- Методика преподавания психологии в высшей школе: учебник, 2021, 2022
Награды:
- почетный знак «Отличник народного просвещения» — за вклад в развитие психологической науки (1986)
- медаль К.Д. Ушинского (1995)
- лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996)
- лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2006)
- орден Ломоносова (2007)
- Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2007)
- Почетное звание Российской академии образования «Почетный работник образования» (2023)
- «Международная научно-практическая конференция "Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс"», 10 ноября-23 декабря 2017, Армавир (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
- «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования», VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 11–13 декабря 2012 г., Москва (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- Татьяна Александровна Ермолаева, 06.06.2023
- Татьяна Васильевна Точилина, 06.06.2020