19 октября 2017 , четверг

Известные психологи

Аверин Вячеслав Афанасьевич, р. 02.08.1944

Доктор психологических наук, профессор.

Декан факультета клинической психологии и заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Член Большого Жюри (2004-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

В 1973 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. В 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1997 г. докторскую диссертацию на тему «Психология Высшего медицинского образования».

Область научных интересов: психология развития и возрастная психология, психология медицинского образования, акмеология и психология личности.

В 1972-1976 гг. работал психологом в НПО «Электроавтоматика». С 1976 – ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Ленинградского педиатрического медицинского института. С 2000 года – декан факультета клинической психологии СПб Государственной педиатрической медицинской академии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин.

В разные годы был вице-президентом Российского Психологического общества, членом Координационного совета, председателем Государственной Аттестационной комиссии СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Института спец.психологии и педагогики им. Р.Валленберга, Областного университета им. Пушкина. 

Автор оригинального курса «Психология развития». Преподаватель курсов повышения квалификации для преподавателей и аспирантов СПбГПМА.

Автор более 130 печатных работ, 17 учебных пособий, 6 коллективных и 4 собственных монографий. Наиболее значимые публикации:
  • Психология медицинского образования: Опыт акмеологического исследования (монография). ППМИ, СПб, 1995.-167с. (Совместно с Т.Л. Бухариной)
  • Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., переработанное. - СПб.: Изд- во Михайлова В.А., 1998. - 379с.
  • Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. (кол. монография)СПб., прайм–ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Психология личности: Учеб.пособие. - 2-е изд., переработанное. СПб.: Изд- во Михайлова В.А. 2001.- 191с.
  • Психолого-педагогические аспекты медицинского образования (научное издание). Екатеринбург,УрО РАН. 2002.-406с. (Совместно с Т.Л. Бухариной)
  • Психология: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Аверина. - СПб.-2003. - 187с.
  • Психология среднего возраста, старения, смерти. Учебник. / Под ред. А.А.Реана (кол.монография) - СПб., «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-384с. – (серия «Мэтры психологии»)
  • Развитие личности ребенка от рождения до года. – Изд.перераб. и доп. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.-312с. (Серия: «Развитие личности Ребенка») (кол.монография)
  • Развитие личности ребенка от года до трех лет – Изд. перераб. и доп. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.-312с. (Серия: «Развитие личности Ребенка») (кол.монография)
  • Развитие личности ребенка от трех до пяти. – Изд. испр. и доп. – Екатеринбург: Рама Паблишинг; 2010. – (Серия «Развитие личности ребенка») С. 65-110.(кол.монография)
  • Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. – Изд. испр. и доп. - Екатеринбург: Рама Паблишнг, 2010. (Серия «Развитие личности ребенка») С.19-55.(кол.монография)
  • Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства/ Под общей редакцией Проф. В.А.Аверина, проф. А.Н.Корнева/ СПб.: Изд.СПбГПМА, 2010. – 164с.
  • Методологические проблемы психологии. Под ред.проф. В.А.Аверина. Учебно-методическое пособие. СПб., Издание ГПМА, 2012. – 61с.
  • Интеллектуально-стилевая организация человека. Учебное пособие для преподавателей и студентов. СПб.,:Изд-во СПбГПМУ, 2014.-52с. (Совместно с Киреевой  Н.Н., Котовой Е.Е.)

Награды: заслуженный работник Высшей Школы РФ. Лауреат Премии Правительства СПб (2013).

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Наука о человеке, его чувствах и эмоциях, мыслях, мотивах и потребностях, наконец - о его поведении, конечно, по определению это самая гуманная наука. Раскрывая потенциал человеческих возможностей, она помогает человеку увидеть свои горизонты развития, показать пути собственного роста, прежде всего, нравственного. Почему нравственного? Потому что науку делают люди, психологи. У каждого свои цели, свои ценности, мотивы. Каждый из них для чего-то работает в этой науке. И это главный вопрос - для чего? Ответ на него дает ответ о реальной миссии психологии в современном мире. Будет ли она гуманной наукой, способствующей гуманизации человека, либо станет платформой для его дегуманизации! И это зависит от каждого, кто носит имя ПСИХОЛОГ!

2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?

Все  сказанное выше по сути задает содержание совета. Прислушайся к себе! Для чего ты в науке? Хочешь ей что-то дать или только получать?
Истина, безусловно, важна, но ведь вопрос и в цене, которую нужно за нее заплатить. Хорошо, если это касается только тебя. А если других, да, к тому же многих других? Как быть? Готов ли ты к этому?

Когда я встречаюсь с первокурсниками, решившими стать клиническими психологами, я им говорю о своей любимой поговорке: "каждый человек - кузнец своего счастья, равно как и несчастья. Что накуешь, то и получишь". Поэтому только работа позволяет лучше понять и то, что ты изучаешь и для чего, и самого себя как активного субъекта изучающего человека.

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

Пожалуй самый трудный вопрос.

Хорошо известна дилемма ученого, который любит себя в науке либо науку в себе.

Каждому легче любить самого себя любимого. Легко любить человечество, но трудно кого-то конкретного. Почему? Любить - значит доверять. Доверять - значит знать себя, свои возможности. Чем больше и глубже знаешь и понимаешь себя, тем больше степеней свободы, а следовательно понимания и принятия других.

4. Как Вы относитесь к смерти?

Ну как можно относиться к неизбежному? Ведь единственное, что наверняка известно каждому о своем будущем - это конечность жизни. В свое время З. Фрейд определил цель жизни - в смерти. Если это понимать буквально, то он прав. И все же не прав. Поскольку до этого ты проживаешь целую жизнь. Жизнь, в которой мы ставим самые разные цели, обусловленные нашими ценностями, достигаем их, либо нет. И это определяет наше отношение к смерти.
Наверное каждый человек боится смерти, поскольку ни один нормальный человек не желает ее. Но смерть можно принимать либо отвергать. Если ты сделал в жизни все, что планировал, если ты сделал себя, дело, которое останется после тебя, то почему человеку не принять смерть как достойное завершение собственной жизни?!

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни.

Понял, что каждый может сделать себя, если знает для чего. Понял, что самая большая ценность - это даже не здоровье, а твое собственное имя. Потому что, если ты испачкаешь его, никакого здоровья не хватит, чтобы его отмыть!

Сделай себя сам, с помощью других, сохрани себя для близких, друзей, всех кто знает тебя и тех, кто может тебя узнать!

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение