23 мая 2017 , вторник

Известные психологи

Гусев Алексей Николаевич, р. 06.06.1956

Доктор психологических наук, профессор. Диплом EuroPsy (2014 г.).

Профессор, зам. зав. по научной работе кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Зам. декана факультета психологии МГУ по IT. Руководитель ряда программ дополнительного образования факультета психологии МГУ. Руководитель Учебно-методического коллектора «Психология».

Член Президиума Учебно-методического объединения университетов России (по психологии). Член советов по защите докторских диссертаций Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Ярославского государственного педагогического университета, Тверского государственного университета.

Член редколлегий журналов: «Психологический журнал Высшей школы экономики», «Известия Российской Академии Образования», «Спортивный психолог», «Национальный психологический журнал».

Член Российского психологического общества, International Society for Psychophysics, Федерации психологов образования России, Европейской ассоциации по исследованию зрительного восприятия.

Член Большого Жюри (2002-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1981 г. В 2002 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Дифференциальная психофизика сенсорных задач». 

С 1975 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (лаборант, ст. лаборант, м.н.с., н.с., доцент, профессор, заместитель декана).

С 2002 по 2009 г. – профессор факультета психологии НИУ Высшая школа экономики, руководитель Общего психологического практикума, председатель учебно-методической комиссии факультета.

Сфера научных и педагогических интересов: Сфера научных и педагогических интересов: психофизика, дифференциальная психология, компьютерная психодиагностика, математические методы в психологии; разработка и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, разработка компьютерных средств для обучения студентов-психологов и проведения экспериментальных исследований.

Читаемые курсы:

  • Общая психология, раздел «Ощущение и восприятие» (для студентов 1 курса).
  • Эмпирические методы в психологии личности (спецкурс для студентов 5 курса).
  • Статистические методы в дифференциальной психологии (спецпрактикум, для студентов 4 курса).
  • Технические и программные средства в психологическом исследовании: супервизия (для магистрантов 2-го года обучения).
  • Программно-аппаратные средства психологических исследований (для аспирантов 1-го года обучения).

Участвовал в выполнении грантов и руководил различными научно-исследовательскими проектами с 1984 г., в том числе международными: ИОО фонда Дж. Сороса (1994, 1997, 2001, 2002, 2001-2003), РГНФ (1993-1994), РФФИ (1999-2000), Федеральная целевая программа ««Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» (руководитель проектов), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (руководитель проектов). Последние 8 лет - исполнитель и руководитель 12 проектов в рамках Федеральных целевых программ Минобрнауки РФ.

Эксперт Российского гуманитарного научного фонда (с 2002 г.), ИОО фонда Сороса, проекта Auditorim.ru (c 2002 г.), Федеральной целевой программы ««Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», Министерства образования РФ (экспертиза и аккредитация вузов; с 1997 г.). Работа в качестве эксперта ИНО Центра (международные гранты; с 2003 г.). Эксперт научных проектов Мионобрнауки с 2003 г., эксперт Российского фонда фундаментальных исследований (с 2011 г.), эксперт РНФ (с 2014 г.).

В рамках УМК «Психология» разрабатывает компьютерные программы для сопровождения учебного процесса и научных исследований в области психологии.  «Обучающая система «Практика» по курсам «Общий психологический практикум», «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика» внедрена на факультетах психологии в более 160 вузов России и ближнем зарубежье.

Под руководством А.Н. Гусева ащищено 9 кандидатских диссертаций и 1 докторская диссертация, в  настоящее время руководит 3 кандидатскими диссертациями.

Автор более 160 публикаций, в том числе 5 учебных пособий, 2 учебника и 3 монографии (список представлен в системе «Истина»). Основные учебные издания: 

  • учебное пособие «Измерение в психологии. Общий психологический практикум» (1997, 1998, 2003, 2005 гг.).
  • учебник «Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высш. учеб. заведений. / Т.2: Ощущение и восприятие» (2007, 2009 гг.).
  • учебное пособие «Психологические измерения: Теория. Методы» (2011 г.).

Награды:

  • Медаль в честь 850-летия Москвы,
  • Лауреат Ломоносовской премии МГУ им. М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (1997 г.).
  • Лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования (2011 г.).

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Если кратко, то миссию психологии нужно рассматривать в нескольких ипостасях:

1. Как фундаментальная научная дисциплина психология призвана внести свой вклад в системное изучение человека, механизмов его психики. Это крайне важно в виду огромной и все возрастающей роли человеческого фактора во всех сферах жизни. Кроме того, знание о механизмах психической активности позволит определить направления эволюции человека как вида, указать на возможные ресурсы психики,  границы их возможного развития.

2. В прикладном аспекте миссия психологии – давать необходимые знания обществу в области развития новых технологий и оценивать их адекватность возможностям человека, давать предсказания и необходимые оценки различным социокультурным инновациям и проектам. Особо отмечу вклад психологии в реализацию принципов толерантности в сфере межкультурных коммуникаций, это крайне важно в нашем глобализирующемся и неспокойном мире.

3. В плане практической психологии – это предложение обществу и отдельным людям эффективных технологий психологической помощи и консультативных практик в различных сферах жизнедеятельности личности: индивидуального развития, семейной и профессиональной жизни, взаимоотношениях личности и общественных институтов, личности и государства.

4. И, наконец, миссия современных психологов в развитии психологии как науки: важно очень четко представлять, что психология имеет свой предмет, который не должен растворяться в других науках (биология, культурология, социология), поэтому научному психологическому сообществу необходимо уделять приоритетное внимание развитию фундаментальных исследований в психологической науке и позиционировать себя как одну из основ современного человекознания. В этой связи очень важно осваивать и внедрять в исследовательскую практику самые современные технологии, в том числе пришедшие к нам из других наук (методы нейронаук, современные математические методы, методы качественного анализа). Это очень важно и актуально для нашей отечественной психологической науки, которая пока не имеет достаточных ресурсов для поступательного развития, находится под жестким прессингом чиновников (от Правительства до ВАКа), с их бесконечными попытками сделать нас когнитивно простыми, послушными и действующими по принципу «Что изволите?», загоняющими нас из научных специальностей в научные направленности (не к Новому году буде сказано!)...

 

2. Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?

Как не странно, совет уже давно дан: «Учиться, учиться и учиться». Обязательно читать специальную литературу – монографии, статьи, а не плохие учебники и рефераты, скаченные из интернета. Обязательно участвовать в научных исследованиях. Обязательно осваивать различные психотехнические средства и конкретные технологии из арсенала современной практической психологии. Найти своего Учителя – учителя, у которого можно многому научиться. Не изучать психологию заочно-дистанционно – это блеф. Не поддаваться искушению стать профессиональным психологом за год обучения по программе профессиональной переподготовки или за два года магистратуры – это невозможно. Путь современного психолога-профессионала – это как минимум 8-10 лет упорного труда в университете, обучение в аспирантуре и/или на хороших программах дополнительного образования.

 

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

На этот вопрос у меня весьма традиционный ответ – желать предмету своей любви (будь то другой человек, институция, природа или отечество) добра, счастья, процветания и способствовать этому. Кроме того, это, безусловно переживание того, что тебя любят.

 

4. Как Вы относитесь к смерти?

По-христиански: земная жизнь кратка, а душа – бессмертна. Поэтому в этой жизни нужно стараться жить так, чтобы, во-первых, твой след был заметен и полезен для окружающих, во-вторых, чтобы после смерти твоя душа была спокойна и не маялась в ответе за прошлые деяния. О своей смерти конкретно и часто не задумываюсь.

 

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Наверное, к сожалению, немного. Понял, что совершаю почти всегда одни и те же ошибки. Надеюсь, понял, что другой человек многогранен и не может быть сразу понят, принят и правильно оценен, поэтому к другим людям нужно относиться очень внимательно и доброжелательно. Понял, от чего получаю удовлетворение – от общения с друзьями, учениками и  хорошо сделанной работы. Понял, что работа не может быть самым главным в жизни, есть еще много чего важного и интересного. Как московский психолог из МГУ, понял, что меня учили замечательные учителя, и то, что я часто им в науке уподобляюсь; понял (и транслирую эту мысль активно ученикам), что Школа – это то основное, что делает студента-аспиранта ученым, что «от осинки не рождаются апельсинки». Как преподаватель понял, что нынешние студенты будут точно и умнее, и успешнее нас.

Статьи и интервью в «Психологической газете»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение