16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Александр Израилевич Раев

Александр Израилевич Раев

23.07.1924 - 11.06.1999

Кандидат педагогических наук (по психологии), доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры педагогики и психологии начального обучения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В годы войны окончил военное училище. Участвовал в освобождении Варшавы. Закончил войну в Польше. Награжден орденом Красной звезды, медалями.

В 1950 г. окончил исторический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 1953 г. - аспирантуру по кафедре психологии ЛГПИ. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Опыт психологического анализа процесса усвоения системы исторических понятий учащимися IV-VIII классов». 

С 1953 г. работал на кафедре психологии ЛГПИ (сейчас - РГПУ им. А.И. Герцена): ассистент, старший преподаватель, доцент (1961), профессор (1972). В 1973-1980 гг. - декан факультета начального обучения. Был инициатором создания и в 1986-1990 гг. заведовал кафедрой педагогики и психологии начального обучения, в 1991-1999 гг. - профессор кафедры.

Создатель и руководитель научного направления «Формирование и развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности нравственного поведения».

В докторской диссертации («Психологические основы управления умственной деятельностью младших школьников в процессе обучения», 1972 г.) доказал необходимость и возможность формирования общих умственных действий (сейчас - УУД).

Научным коллективом во главе с А.И. Раевым разработана система формирования общих умственных действий младших школьников, исследовано развитие у детей способности прогнозирования, кодирования и переноса, теоретически обоснована и методически оснащена система формирования учебной деятельности младших школьников, организовано комплексное изучение особенностей формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, исследованы педагогические основы социализации младших школьников.

Под руководством А.И.Раева выполнено более 30 кандидатских и докторских диссертаций.

Автор около 150 научных и учебных публикаций, в том числе 90 работ по педагогической психологии. Соавтор учебных пособий для педвузов «Общая психология», «Практикум по общей психологии», учебного пособия для системы профтехобразования «Динамика производственного обучения».

Избранные произведения:

  • Вергелес Г.И., Раев А.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности // Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1994. С. 16-31.
  • Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3-9.
  • Раев А.И. Опыт психологического изучения процесса усвоения системы исторических понятий учащимися 4-8 классов // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 159. Л., 1958. С. 241-266.
  • Бочкарева Т.И., Раев А.И. Методика психологического изучения личности школьника: Учебное пособие. Л., 1963. 43 с.
  • Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. А.И. Раева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 152 с.
  • Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии / сост. Г. И. Вергелес. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 410 с.
  • Раев А.И. Некоторые направления развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. С. 3-12.
  • Раев А.И. Нравственное убеждение как объект психологического исследования // Психологические проблемы развития нравственных убеждений. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. С. 3-10.
  • Раев А.И. Психологические вопросы программированного обучения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. 96 с.
  • Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения: Метод. пособие. Л., 1971. 72 с.
  • Раев А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос на познавательные способности // Проблема развития познавательных способностей. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. С. 21-32.
  • Проблема развития познавательных способностей / отв. ред. А.И. Раев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. 147 с.
  • Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. 134 с.
  • Раев А.И. Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб.: Образование, 1995. С. 3-8.
  • А.И. Раев, Л.А. Матвеева. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. Л.: Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1985. 17 с.
  • Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. 157 с.
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»