Кто есть кто
Всеволод Петрович Кащенко
Кандидат педагогических наук. Профессор.
Основатель Санатория-школы для дефективных детей доктора В.П. Кащенко.
Член Московского общества экспериментальной психологии. Почетный член Немецкого дефектологического общества.
В 1891 г. поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета, изучал психологию под руководством А.Н. Бернштейна и Г.И. Россолимо. В 1894 г. был исключен за участие в работе студенческих революционных кружков. В 1897 г. окончил медицинский факультет Киевского университета св. Владимира.
Работал врачом, участвовал в революционном движении.
В 1904 г. В.П. Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1905 г. во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам.
В 1908 г. организовал в Москве частную «Школу-санаторий для дефективных детей доктора В.П. Кащенко» — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. В санаторий-школу под руководством В.П. Кащенко принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Воспитательная система, разработанная В.П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к будущей жизни, важнейшее место в ней отводилось трудовой деятельности (ручному труду) - в том числе как основному методу, обеспечивающему активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности. Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Санаторий-школа В.П. Кащенко стал исходной базой формирования государственно организованной дефектологии как самостоятельного педагогико-психологического направления в научной и вузовской жизни.
После 1917 г. руководил учреждениями, созданными на базе этой школы: Дом изучения ребёнка (1918–1921) и Медицинско-педагогическая (затем - Медико-педагогическая) опытная станция (1920–1927). В 1918 г. организовал курсы по обучению дефектологов при Доме изучения ребенка. Основатель (1919) Музея детской дефектологии (позднее - Музей педологии и педагогики исключительного детства).
В 1920 г. был председателем оргкомитета I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью.
В 1920-1924 гг. был ректором и профессором основанного им Педагогического института детской дефективности; в 1924 г. вуз вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А.С. Бубнова (сейчас - Московский педагогический государственный университет), где В.П. Кащенко до 1931 г. заведовал кафедрой лечебной педагогики.
В конце 1923 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями.
В 1926-1932 гг. вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей.
С 1928 г. - профессор-консультант поликлиники Комиссии содействия ученым при СНК СССР и поликлиники 2-го Государственного медицинского института по отделению детской психоневрологии и дефектологии и по отделению логотерапии (логопедии); в 1932 г. был избран председателем секции научных работников поликлиники КСУ при СНК СССР; в 1933 и 1936 гг. был премирован как ударник.
В 1928-1931 гг. - член редколлегии журнала «Вопросы дефектологии».
С 1933 г. вел при Московском Доме ученых активную общественную работу, участвуя в кружке по работе с детьми, а также в Консультации по психоневротическому, трудному и умственно-дефективному детству.
В 1938 г. В.П. Кащенко была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук без защиты диссертации.
Разрабатывал вопросы клинического и психолого-педагогического изучения аномальности ребёнка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями ЦНС и трудных детей. Подчеркивал, что не ребенок должен приспособляться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему.
Развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». Возражал против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, подчеркивал, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. Выдвинул идею о единой сети специальных школ для аномальных детей.
В.П. Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков». В книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. Представлена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями.
Основные публикации:
- Кащенко В.П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. — М., 1910. — 12 с.
- Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание — обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. — М., 1913. — 54 с. Переиздано в 2005 г.
- Кащенко В.П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей: Пособие для родителей и педагогов. — М., 1919. — 122 с. Переиздано в 2005 г.
- Кащенко В.П., Мурашёв Г.В. Педология в педагогической практике. — М., 1926. — 31с.
- Кащенко В.П., Мурашёв Г.В. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. — М., 1929. — 125 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1992; 2-е изд. — М., 1994. — 223 с.