16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Петр Федорович Каптерев

Петр Федорович Каптерев

19.07.1849 - 07.09.1922

Российский и советский педагог и психолог. Основоположник отечественной педагогической психологии.

Профессор, декан педагогического факультета Воронежского университета.

Учился в Вифанской духовной семинарии, затем в 1872 г. - историческое отделение Московской духовной академии.

С 1872 г. преподавал психологию, дидактику, педагогику и логику в Петербургской духовной семинарии и академии. Заведовал воскресной школой. Был членом распорядительного совета правления семинарии.

Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений.

С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. Организовал в Воронеже педтехникум

Один из организаторов в начале XX века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию.

Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал «Энциклопедию семейного воспитания». Считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения, а важнейшая задача первоначального воспитания - систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребёнка. Рекомендовал использовать «дары Фрёбеля»: цветные мячики, шар, цилиндр, различные треугольники и палочки.

Говорил о педагогическом и общественном значении детских садов и ратовал за их распространение. В развитии ребёнка большое значение отводил играм, особенно совместным. Товарищество — важнейшее условие детских игр. Считал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей. Необходима живая связь семьи с общественными организациями. Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.

Ратовал за автономность школы от власти и невмешательство государства в её дел, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Считал, что одна из основных задач школы - обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения и что общее образование не есть изучение предметов, а развитие личности предметами. Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса, что может быть достигнуто только эвристическими методами. При этом больше всего нуждаются в воспитании дети со средними способностями. Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием.

Полагал, что для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. Существенный принцип педагогики - индивидуализация воспитания и обучения. Педагогический процесс — это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.

Много занимался разработкой проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы. Труд в школе, по мнению П.Ф. Каптерева, должен способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся, вырабатывать осознанное отношение к труду; физический труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте. Ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе, потому что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей.

В «Дидактических очерках» (1885) представил педагогику как систему, сформулировал внешние и внутренние цели образования, предмет исследования теории образования (педагогический процесс), уточнил законы и принципы педагогики, открытые А. Дистервегом, уточнил и дополнил понятийный аппарат педагогики, её методы, формы и средства и т.д. - таким образом, педагогика в России стала наукой.

П.Ф. Каптерев одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

Основные публикации:

  • Обучение детей дошкольного возраста // Народная школа. 1874. №№ 6,7
  • Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания // Семья и школа. 1874. №№ 8, 9
  • Как образовать стойкий характер // Семья и школа. 1874. №№ 10
  • Этюды по психологии народов // Знамение. 1874. №10
  • Эвристическая форма обучения в народной школе // Народная школа. 1874. №№ 11, 12
  • Дидактические очерки. Теория образования. СПб, 1885; 2-е изд. Петроград, 1915
  • Новая русская педагогия, её главнейшие направления и деятели. СПб, 1897; 2-е изд. СПб, 1914
  • Педагогический процесс. СПб, 1904
  • История русской педагогики. СПб, 1909; 2-е изд. Пг.: Земля, 1915
  • Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц
  • Обучение детей дошкольного возраста
  • Этюды по психологии народов
  • Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.
  • Современные педагогические течения. М.: Польза, 1913 (совм. с А.Ф. Музыченко)
  • Педагогическая психология. Изд. 3-е, перераб. и доп. СПб: Земля, 1914

Награды:

  • золотая медаль Петербургского комитета грамотности за первое, 1885 года, издание «Дидактических очерков»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»