18+
Выходит с 1995 года
21 ноября 2024

Кто есть кто

Елена Алексеевна Сергиенко

Елена Алексеевна Сергиенко

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, член диссертационного совета и Ученого совета Института психологии РАН. Заместитель декана по научной работе, заведующая кафедрой общей психологии факультета психологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Член Президиума Российского психологического общества.

Член редколлегии «Психологического журнала» РАН, «Российского психологического журнала», журналов «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Психологические исследования».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2007-2014).

В 1972 году окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ранний онтогенез глазодвигательной активности в условиях динамической стимуляции», а в 1997 г. — докторскую диссертацию на тему «Антиципация в раннем онтогенезе человека» в Институте психологии РАН. В 2006 году получила ученое звание профессора.

С 1972 г. работает в Институте психологии АН СССР (РАН): стажер-исследователь, младший научный сотрудник, научный сотрудник (1990-1992), старший научный сотрудник (1992-1994). В 1994-2015 гг. заведовала лабораторией когнитивной психологии. С 2015 г. - главный научный сотрудник.

Область научных интересов: психическое развитие, ранний онтогенез познания, становления субъектности, контроль поведения как регуляторная функция субъекта, становление модели психического, генетико-средовые детерминанты развития.

Е.А. Сергиенко сформулированы новые принципы подхода к периодизации психического развития, исследованы общие тенденции в построении картины мира детьми, что дало возможность разработать концепцию построения «модели психического». Также разрабатываются такие новые для психологии конструкты, как контроль поведения и субъективный возраст человека.

Гранты:

  • РГНФ № 05-06-06469а Контроль поведения как интегративная характеристика субъекта (2005-2007)
  • РФФИ № 05-06-80358а Развитие понимания психического детьми дошкольного возраста как показатель становления субъектности (2005-2007)
  • РФФИ № 08-06-00027а Понимание ментальных состояний у детей-сирот (2008-2010)
  • РГНФ № 08-06-00053а Психология субъекта: системно-субъектный подход (2008-2011)
  • РГНФ № 11-06-00916а Субъективный возраст человека (2011-2013)
  • РФФИ № 11-06-00013 Становление ментальных механизмов социальных воздействий (2011-2013)
  • РФФИ № 14-06-00025 Ментальные механизмы коммуникативной успешности (2014-2016)
  • РГНФ № 14-06-00206а Субъективное восприятие себя, мира при разном психологическом благополучии в период жизненного самоопределения современной молодежи (2014-2016)

Основные публикации:

  • Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.
  • Ментальная репрезентация: динамика и структура ( коллективная монография) / Под ред. А.В. Брушлинского, Е.А.Сергиенко. М.: ИП РАН, 1998.
  • Близнецы: от рождения до 3-х лет (коллективная монография совместно с Виленской Г.А., Рязановой Т.Б., Дозорцевой А.В.). М.: Когито-Центр, 2002.
  • Исследования по когнитивной психологии: сборник научных статей / Под общ. ред. Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН. 2004
  • Психология подростка: самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей: учебник / под общ. ред. А.А. Реана. СПб: Прайм-Еврознак, 2003, 2008 (в соавт.)
  • Модель психического в онтогенезе человека. М.: ИП РАН, 2009 (соавт. Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова)
  • Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: ИП РАН, 2010 (соавт. Г.А. Виленская Г.А., Ю.В. Ковалева)
  • Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT. V. 2.0): руководство. М.: ИП РАН, 2010 (соавт. Ветрова И.И.)
  • Телевизионная реклама и дети. М.: ИП РАН, 2013 (соавт. Н.Н. Таланова, Е.И. Лебедева)
  • MSCEIT. Тест эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо: руководство / Джон Д. Мэйер, Питер Сэловей и Дэвид Карузо; перевод с английского и адаптация Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой. М.: Смысл, 2017
  • Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): методическое пособие. М.: Смысл, 2017 (соавт. И.И. Ветрова)
  • Программа «Социально-эмоциональное развитие детей. 4–7»: теоретическая часть. М.: УП Принт, 2017 (соавт. Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др.)
  • Программа «Социально-эмоциональное развитие детей. 4–7»: рабочая тетрадь. М.: УП Принт, 2017 (соавт. Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др.)
  • Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского — к XXI веку: коллективная монография. М.: МПГУ, 2018
  • Эмоциональный интеллект: от истоков к перспективам. М.: ИП РАН, 2019 (соавт. Е.А. Хлевная, Т.С. Киселёва, Е.И. Осипенко, А.А. Никитина, Ю.П. Мигун)
  • Социально-эмоциональное развитие детей: теоретические основы. М.: Дрофа, 2019 (соавт. Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Е.И. Лебедева, А.Ю. Уланова, Е.М. Дубовская)
  • Тест эмоционального интеллекта: методическое пособие. М.: ИП РАН, 2019 (соавт. Е.А. Хлевная, И.И. Ветрова, Ю.П. Мигун)
  • Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах: учебно-методическое пособие. М.: ИП РАН, 2019 (соавт. Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева, Ю.П. Мигун)
  • Разработка понятий современной психологии / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. М.: ИП РАН, 2019
  • Модель психического: структура и динамика. 2020 (соавт. А.Ю. Уланова, Е.И. Лебедева)
  • Тест эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо в подростковой исследовательской версии. Русскоязычная версия (MSCEIT-YRV): руководство исследователя. М.: ИП РАН, 2020
  • Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода: монография. М.: ИП РАН, 2021 (соавт. Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева)
  • Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей. М.: АСТ, Малыш, 2021 (соавт. Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева)
  • Азбука эмоций. М.: АСТ, Малыш, 2021 (соавт. Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева)
  • Онто- и субъектогенез психического развития человека: коллективная монография. М.: ИП РАН, 2022
  • Эмоциональный интеллект во благо всей семьи. 2-е изд., испр. М.: АСТ, Малыш, 2023 (соавт. Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева)
  • Научные подходы в современной отечественной психологии: коллективная монография. М.: Институт психологии РАН, 2024

Награды:

  • Серебряная медаль ВДНХ за научные заслуги (1992)
  • Грамота Президиума Российской Академии наук (1993)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Светлана Леонидовна Белых

    С днем рождения, дорогая Елена Алексеевна! Вы обладаете уникальным мышлением, которое позволяет Вам находить решения очень непростых научных проблем, а Ваша увлеченность заражает и вдохновляет! Здорьвья Вам и сил, чтобы Вы могли и дальше работать так же интересно!

  • Алексей Игоревич Мелехин

    Дорогая Елена Алексеевна. Искренне поздравляю Вас с Днем Рождения. Крепкого здоровья, тепла и уюта в вашем доме. Спасибо за многое.

  • Лариса Григорьевна Лавриченко

    Уважаемая Елена Алексеевна! Рада поздравить Вас с Днем рождения! От всей души желаю железного здоровья и сил! Желаю Вам чувствовать себя счастливой, наполненной энергией и вдохновением!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»