18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024
Психологическое консультирование подростков и молодежи

Как помочь подросткам поставить цель, разрешить конфликтную ситуацию или найти ресурсы для активных действий? Об этом рассказал Андрей Грецов, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, преподаватель Института практической психологии «Иматон». Андрей Геннадьевич провёл мастер-класс «Психологическое консультирование подростков и молодежи: когнитивные аспекты».

«Целеполагание или предформулирование проблемы в цели особенно важно при работе с подростковым и молодёжным контингентом, если работа проходит в краткосрочном формате. Как гласит народная мудрость, важнее не откуда человек идёт, а куда он идёт.

Общая логика обсуждения при консультировании: что мы хотим получить на выходе? Это создание образа предвосхищаемого результата. Для подростков даётся горизонт планирования в пределах полугода.

На какие моменты нужно обратить внимание, когда мы конкретизируем цель? Первое – это её конкретность. Как человек сможет узнать, что достиг цели? В этом плане «Стать более уверенным в себе» или «Стать счастливым» звучит не очень конкретно, надо более детально. Второе – исходить из своих реальных возможностей. Третье – важно помнить, что воплощение желаемого в жизнь лежит преимущественно в сфере нашего контроля. В этом люди часто совершают ошибку: мечтать не вредно, стремись к мечте! На самом деле цель и мечта – это разные вещи. Мечтать можно о чём угодно, например, чтобы сейчас за окном светило солнце. Делать ничего не надо, сиди и мечтай, когда-нибудь воплотится. А, допустим, съездить туда, где солнце чаще светит, – это цель. Ещё один важный нюанс – это формулировка в позитивных терминах. Выигрышней ставить цель в терминах, чего хорошего мы хотим достигнуть, а не чего плохого хотим избежать.

Дальше нужно создать рисунок, который бы ассоциировался с воплощением цели в жизни. Это может быть конкретное изображение, абстракция, символ. Расположить рисунок нужно в верхней части листа так, чтобы он занимал приблизительно треть. Потом надо распланировать путь к цели. На оставшемся пустом пространстве листа без детализации рисуем то, что ассоциируется с метафорой пути. Часто возникает образ дороги, это может быть река, лестница, транспортные средства, а дети в технических лицеях рисуют просто стрелочку. На рисунке не обязательно должна быть композиционная целостность.

В индивидуальном консультировании, если человек уже обратился с проблемой, была предварительная беседа, то эти образы и ассоциации не пришли к нему вдруг: он уже размышлял над этой ситуацией, предпринимал шаги, чтобы она разрешилась. Значит, сейчас на метафорическом пути к цели человек находится не в нижней точке, какая-то часть пути уже пройдена. Можно поставить вопрос двояко: «Оцените текущее состояние» или «Скажите, что в вашей жизни свидетельствует о том, что ситуация уже начала меняться в лучшую сторону?».

Мы показываем человеку, что он не в нулевой точке. Этим снижается психологический барьер перед ситуацией, когда кажется, что впереди огромный путь, а позади ничего, и руки опускаются. Чаще всего всё несколько оптимистичней, не надо начинать с нуля.

И на рисунке обозначаем, где человек находится. И следующий вопрос, который начинаем с клиентом обсуждать: «Что уже произошло? Какие шаги уже пройдены?». Можно проговорить, кратко записать, нарисовать хотя бы три шажка, которые уже были сделаны.

Есть ещё один приём – шкалирование. Рисуем горизонтальную линию, которая условно характеризует наше отношение к проблемной ситуации и оценку состояния. «0» на этой шкале – это наихудшее разрешение ситуации. Проговариваем, что произошло при худшем раскладе. Это можно использовать как технику «Парадоксальное предписание», когда мы идём от противного. Например, страдает человек от неразделенной любви, мы его не успокаиваем, а, наоборот, говорим: «Страдай! Но делай это по расписанию». Когда мы заглядываем в этот «0», то выясняем, что жить-то можно. На одной профориентационной консультации девушка, подумав, сказала, что худший для неё вариант – работать флористом. А для некоторых это видится пиком профессиональной карьеры.

Другой полюс – «10» – ситуация разрешилась наилучшим образом. Что это означает для человека? После того, как мы это проговорили, напрашивается следующий вопрос: «А где ты сейчас?». В среднем у подростков эта цифра «3»–«4». Вместе проговариваем, что значит текущее состояние. И предлагаем подумать, что человек может предпринять, чтобы появились основания оценить ситуацию всего на один шажок выше…».

Мастер-класс Андрея Грецова «Психологическое консультирование подростков и молодежи: когнитивные аспекты» состоялся на Всероссийском фестивале практической психологии «Где дни облачны и кратки…».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    16.03.2021
    К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    О проблемах школьного образования, которые обострились в период пандемии из-за коронавирусной инфекции, рассказала Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости…
  • Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    06.04.2020
    Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    Как формируется понятийное мышление? Какую роль в этом процессе играет школа? С какого возраста надо помогать ребёнку выстраивать картину мира? И почему важно приучать его к логике науки? На эти и другие вопросы ответила Людмила Ясюкова...
  • Ребенок превращается в подростка: проблема или ресурс для семьи?
    17.05.2024
    Ребенок превращается в подростка: проблема или ресурс для семьи?
    А.Г. Грецов: «В основном проблемы подростков носят социальный характер, проистекают из того неоднозначного, противоречивого положения, в котором находятся молодые люди в обществе, и из тех задач взросления, тех задач становления, которые они должны решить».
  • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    23.08.2022
    Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
  • Школьная готовность без специальной подготовки
    13.03.2021
    Школьная готовность без специальной подготовки
    «Наши исследования показывают, нет ничего вредоноснее для системы образования в целом, чем ранняя специальная школьная подготовка. Тогда у ребенка в начальной школе складывается впечатление, что все уже было», — отмечает Владимир Товиевич Кудрявцев…
  • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    16.09.2020
    Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    Подростки поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников. Как на это влияет тип мышления и можно ли изменить ситуацию, рассказала Людмила Ясюкова...
  • О преодолении последствий травматического опыта детей
    14.04.2020
    О преодолении последствий травматического опыта детей
    Есть непосредственные травмы, которые можно выделить как события: нападения, катастрофы, острый развод родителей, потеря близких. Если ребенок живет в семье, где он подвергается жестокому обращению, я также отношу это к травматическому опыту...
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
  • М.Осорина: «Занятия трогают душу участников, и они перестают быть взрослыми»
    26.03.2020
    М.Осорина: «Занятия трогают душу участников, и они перестают быть взрослыми»
    «Мы говорим о психологии детской субкультуры, детских страшных историях, практиках выкрикивания дразнилок, детском юморе», – рассказала Мария Осорина о программе дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология»…
  • Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых
    24.02.2020
    Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых
    Воображаемый компаньон – это фантазийный персонаж, которого создаёт себе субъект в качестве временного партнёра на короткое время. Компаньон нужен в трудной ситуации ребёнку, взрослому или старику, чтобы тот мог получить поддержку и помощь…
  • О кризисном психологическом консультировании в России
    20.02.2020
    О кризисном психологическом консультировании в России
    На сегодняшний день суициды подростков — одна из самых тяжёлых проблем, с которыми сталкиваются специалисты. Очень часто дети как бы заражаются суицидом в семьях, в которых есть суициды, заражаются школьники — сплошь и рядом действует закон парных суицидов...
  • Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    18.09.2019
    Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    «Когда мы готовили мастер-класс на эту тему, мы думали, что нас сразу распнут, но это очень важная тема, потому что, во-первых, есть некоторые тенденции в подростковой среде. В последние 10-15 лет подростки часто гораздо лучше осведомлены в вопросах секса, чем взрослые. Более того, они опережают в своих представлениях о сексе и часто имеют проблемы, которые для взрослых становятся шоком, которые взрослые не понимают, не принимают и на которые, на наш взгляд, не совсем адекватно реагируют. Во-вторых, есть целый ряд подростков, которые нуждаются в особой помощи и которые на сегодняшний день находятся в плохом состоянии...»
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»