18+
Выходит с 1995 года
19 ноября 2024
Формирование и коррекция экологического сознания у студентов

Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года

Приближающаяся всеобщая экологическая катастрофа подталкивает мировое сообщество к решительным действиям по спасению и защите окружающей среды. Общеизвестно, что самые серьезные экологические проблемы созданы самим человеком, а не природой. Однако, осознание человеком своей сопричастности к этому, зачастую, находится на низком уровне.

На сегодняшний день науке известны два основных стратегических варианта решения экологических проблем: 1) технологический реформизм, не затрагивающий по существу социальные институты и 2) глубокие социальные изменения, под которыми понимают смену системы ценностей, трансформацию мировоззрения, перестройку сознания (С.П. Баньковская) (1). Следует отметить, что второй вариант разрешения экологического кризиса рассматривается через призму психолого-педагогической деятельности (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.).(2)

Несмотря на Федеральный закон (ст.71) «Об охране окружающей среды» (2002г), в котором говорится о формировании экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды и установлении системы всеобщего и комплексного экологического образования, начиная от дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования до послевузовского образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов через систему распространения экологических знаний, современная высшая школа, на мой взгляд, недостаточное внимание уделяет психолого-педагогическим аспектам формирования и коррекции экологического сознания, без которого сложно говорить об экологической культуре в целом.

К сожалению, экологическое образование является молоэффективным, когда оно базируется только на сообщении соответствующих знаний, не затрагивая мотивационно-потребностной сферы человека, активизирующей готовность к определенному поведению в отношении природы. (2)

Подтверждением вышеизложенного тезиса может служить проведенное нами, в рамках дипломного проекта ( Е.С. Говорухина, 2010-12гг) исследование особенностей экологического сознания студентов технических и гуманитарных специальностей различных ВУЗов страны.

Прежде чем изложить результаты, остановимся на определении экологического сознания, поскольку психологическими критериями его формирования являются его компоненты. Общеизвестно определение экосознания С.Д. Дерябо, которое понимается как совокупность экологических представлений, существующее субъективное отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней.

Опреационализация этого определения Л.М. Макаровой к психолого-педагогической деятельности позволяет вычленить структурные компоненты экосознания, которые служат ориентиром его формирования или коррекции – это объем (по В.М. Бехтереву) экосознания (предельное количество экологических представлений в сознании); отношение к природным объектам (антропоцентрическое и экоцентрическое по В.А. Ясвину, С.Д. Дерябо), как фактор детерминирующий выбор стратегии взаимодействия с природой; экологическая установка (по Д.Н. Узнадзе, Е.И. Чердымовой) как целостное динамическое состояние субъекта, его готовность к определенной активности, связанной с миром природы, экологическая направленность как система эмоционально ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих ее к экологической деятельности; психологические механизмы восприятия и взаимодействия с природными объектами (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин): идентификация, субъектификация, эмпатия, экологическая рефлексия. Отсюда критерием эффективности формирования экологического сознания будут уровни развития этих компонентов. ( 2, с.12-13)

Разработанный автором спецкурс «Экологическая психология» активизирует мотивационно-потребностную сферу студентов в освоении данного предмета, и активизирует их готовность к определенному поведению в отношении природы через развитие или коррекцию структурных компонентов экологического сознания.

Спецкурс «Экологическая психология» с включенным эколого-психологическим тренингом, как метода коррекции экологического сознания, прошел апробацию в СИПКРО, СФ. МГПУ (2002, 2003гг), с 2004-2012гг в САГМУ и СамГУ (в условиях зимней и летней Психологической школы) у специальности «Психология».

Следует отметить, как показывает наше исследование (Говорухина Е.С., Макарова Л.М, 2010- 2012) целесообразность его проведения у других специальностей является не менее актуальной.

В исследовании принимали участие студенты 3-4-х курсов 12-ти ВУЗов России. Общее количество испытуемых, принимавших участие в исследовании, 221 человек, в возрасте от 19 до 21 года.

В результате было выявлено, что у большинства групп наблюдается средний уровень интенсивности субъективного отношения к природе. Крайне низкий уровень в исследуемых группах не выявлен. Следует отметить, что высокий уровень интенсивности выявлен в группе психологов, которые прошли обучение в период 2009 -2011 года по спецкурсу «Экологическая психология».

Исследование экологических установок личности студентов показало преобладание прагматической и эстетической видов установок. Диагностика мотивации взаимодействия с природой выявила также прагматический ее тип. Таким образом, можно сказать, что в большинстве случаев природа рассматривается студентами как технических, так и гуманитарных специальностей, с небольшим преимуществом гуманитариев, как объект извлечения пользы для «моих целей» и как объект красоты, а о восприятии ее с точки зрения охраны, будущие технологи, инженеры, менеджеры, экономисты, социологи, филологи не задумываются.

Это подтверждает актуальность внедрения курса «Экологическая психология» в высшей школе, поскольку от будущих управленцев, экономистов, юристов зависит принятие решения о вложениях в охрану окружающей среды, а от инженеров, технологов зависит изобретение новых технических средств во «благо» человека и окружающей его среды. Возникает вопрос: а вспомнят ли они о других людях, как частице самой природы, об окружающей природной среде, если у них доминирует прагматическая установка и мотивация в отношении природы, которая уже «отвечает» на бездумные действия человека катаклизмами, аномалиями?!


Литература:

  1. Баньковская С.П. Инвайроментальная социология. Рига, 1991.
  2. Макарова Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения./Автореферат к.пс.н. Самара, 2003, 25с.
  3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», ст.71,2002г

Л.М. Макарова – психолог, сотрудник Самарского Государственного университета.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Применение метода «Киносновидения» в профилактической работе педагога-психолога
    15.04.2023
    Применение метода «Киносновидения» в профилактической работе педагога-психолога
    Для решения задач адаптации студентов первого курса к процессу обучения и новому коллективу, а также с целью профилактики возможного аддиктивного поведения учащихся внедряется программа психологической профилактики аддиктивного и девиантного поведения.
  • Терапия осознаванием при психологической подготовке к ГИА
    15.03.2021
    Терапия осознаванием при психологической подготовке к ГИА
    Метод «терапия осознаванием», который предлагает И.Б. Канифольский, позволяет работать с классом целиком, показывает эффективность в получении желаемого состояния для каждого ученика в достаточно короткие сроки, часто в течение одного урока…
  • М. Безруких об онлайн-образовании: «Шанс, которым не воспользовалась школа»
    21.02.2021
    М. Безруких об онлайн-образовании: «Шанс, которым не воспользовалась школа»
    Физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких считает, что в период дистантного обучения нужно было развивать надпредметные навыки. Возможность дать детям радость общения и творчества была упущена…
  • Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    04.06.2020
    Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
    Саммит психологов всегда был масштабной встречей в городе на Неве. Но в условиях пандемии и карантинных мер Саммит состоялся онлайн и, по словам проф. Бориса Братуся, стал «свидетельством действительного рождения постсоветского психологического сообщества»...
  • Мария Фаликман: «Как снизить стресс студентов и преподавателей?»
    03.04.2020
    Мария Фаликман: «Как снизить стресс студентов и преподавателей?»
    Преподавателям – не бояться учиться новому и быть готовыми принять помощь студентов. Студентам – не впадать в панику при изменении форм отчетности и больше думать, для чего они учатся и чем им может помочь взаимодействие с преподавателями...
  • 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    07.06.2018
    12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    3-5 июня в Санкт-Петербурге состоялся 12-й Саммит психологов, который объединил 857 участников из 118 городов России и других стран. В рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» особое внимание было уделено осмыслению места человечности в цифровую эпоху технологий, гаджетов, алгоритмов. Как сохранить в себе человеческое, как сберечь это в душах наших детей? Доклад доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской «Человек в цифровом мире» привлек внимание собравшихся к тому, что с появлением цифровых технологий мир необратимо изменился. И осознать последствия учёным только предстоит...
  • Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
    06.07.2017
    Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
    Дорогие коллеги, 11 Саммит психологов состоялся 4-6 июня 2017 года в Санкт-Петербурге. Мы создали дополняемый архив материалов Саммита – сейчас мы активно монтируем, добавляем видео, архив будет пополняться. Следите за обновлениями!
  • Итоги IX Санкт-Петербургского саммита психологов
    03.06.2015
    Итоги IX Санкт-Петербургского саммита психологов
    Девятый Саммит стал откликом на актуальные общественные события, которые напрямую касаются эмоционального состояния жителей нашей страны и профессиональной деятельности психологов. События в Украине, вызвавшие приток беженцев в Россию и обострившие отношения России с западом, настолько драматичны, а для многих и драматичны, что под их влиянием меняется мировоззрение, система ценностей...
  • Реализация ФГОС: формирование УУД через развитие системы саморегуляции деятельности
    01.05.2015
    Реализация ФГОС: формирование УУД через развитие системы саморегуляции деятельности
    Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является развитие потенциала личности. В документе «О приоритетных направлениях развития образования в РФ» отмечено, что современное образование – «это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». В новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его, их применять, развивать и умело использовать...
  • Основные принципы психоаналитической терапии
    06.08.2024
    Основные принципы психоаналитической терапии
    «За последние десятилетия существенно расширились показания к психоаналитической терапии, которые позволили терапевтам работать как с невротическими, так и с пограничными и психотическими пациентам».
  • Игры, в которые играют… и выигрывают! (буллинг, адаптивный интеллект и «Золотая Психея»)
    30.06.2024
    Игры, в которые играют… и выигрывают! (буллинг, адаптивный интеллект и «Золотая Психея»)
    «Буллинг (по функции) — это тип сценария (социальная игра), в котором испытанию подвергается актуальная иерархия в данной группе; если есть необходимость, эта иерархия перестраивается».
  • Выход из вины: прощение себя
    11.06.2024
    Выход из вины: прощение себя
    «Мы считаем, что прощение себя — неотъемлемая часть выхода из вины и обиды. Чаще всего — в виде согласия с прощением другого. Реже — когда выход из вины отягощен непрощением обиженного, его отсутствием, характером вины и проступка…»
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»