Приближающаяся всеобщая экологическая катастрофа подталкивает мировое сообщество к решительным действиям по спасению и защите окружающей среды. Общеизвестно, что самые серьезные экологические проблемы созданы самим человеком, а не природой. Однако, осознание человеком своей сопричастности к этому, зачастую, находится на низком уровне.
На сегодняшний день науке известны два основных стратегических варианта решения экологических проблем: 1) технологический реформизм, не затрагивающий по существу социальные институты и 2) глубокие социальные изменения, под которыми понимают смену системы ценностей, трансформацию мировоззрения, перестройку сознания (С.П. Баньковская) (1). Следует отметить, что второй вариант разрешения экологического кризиса рассматривается через призму психолого-педагогической деятельности (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.).(2)
Несмотря на Федеральный закон (ст.71) «Об охране окружающей среды» (2002г), в котором говорится о формировании экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды и установлении системы всеобщего и комплексного экологического образования, начиная от дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования до послевузовского образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов через систему распространения экологических знаний, современная высшая школа, на мой взгляд, недостаточное внимание уделяет психолого-педагогическим аспектам формирования и коррекции экологического сознания, без которого сложно говорить об экологической культуре в целом.
К сожалению, экологическое образование является молоэффективным, когда оно базируется только на сообщении соответствующих знаний, не затрагивая мотивационно-потребностной сферы человека, активизирующей готовность к определенному поведению в отношении природы. (2)
Подтверждением вышеизложенного тезиса может служить проведенное нами, в рамках дипломного проекта ( Е.С. Говорухина, 2010-12гг) исследование особенностей экологического сознания студентов технических и гуманитарных специальностей различных ВУЗов страны.
Прежде чем изложить результаты, остановимся на определении экологического сознания, поскольку психологическими критериями его формирования являются его компоненты. Общеизвестно определение экосознания С.Д. Дерябо, которое понимается как совокупность экологических представлений, существующее субъективное отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней.
Опреационализация этого определения Л.М. Макаровой к психолого-педагогической деятельности позволяет вычленить структурные компоненты экосознания, которые служат ориентиром его формирования или коррекции – это объем (по В.М. Бехтереву) экосознания (предельное количество экологических представлений в сознании); отношение к природным объектам (антропоцентрическое и экоцентрическое по В.А. Ясвину, С.Д. Дерябо), как фактор детерминирующий выбор стратегии взаимодействия с природой; экологическая установка (по Д.Н. Узнадзе, Е.И. Чердымовой) как целостное динамическое состояние субъекта, его готовность к определенной активности, связанной с миром природы, экологическая направленность как система эмоционально ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих ее к экологической деятельности; психологические механизмы восприятия и взаимодействия с природными объектами (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин): идентификация, субъектификация, эмпатия, экологическая рефлексия. Отсюда критерием эффективности формирования экологического сознания будут уровни развития этих компонентов. ( 2, с.12-13)
Разработанный автором спецкурс «Экологическая психология» активизирует мотивационно-потребностную сферу студентов в освоении данного предмета, и активизирует их готовность к определенному поведению в отношении природы через развитие или коррекцию структурных компонентов экологического сознания.
Спецкурс «Экологическая психология» с включенным эколого-психологическим тренингом, как метода коррекции экологического сознания, прошел апробацию в СИПКРО, СФ. МГПУ (2002, 2003гг), с 2004-2012гг в САГМУ и СамГУ (в условиях зимней и летней Психологической школы) у специальности «Психология».
Следует отметить, как показывает наше исследование (Говорухина Е.С., Макарова Л.М, 2010- 2012) целесообразность его проведения у других специальностей является не менее актуальной.
В исследовании принимали участие студенты 3-4-х курсов 12-ти ВУЗов России. Общее количество испытуемых, принимавших участие в исследовании, 221 человек, в возрасте от 19 до 21 года.
В результате было выявлено, что у большинства групп наблюдается средний уровень интенсивности субъективного отношения к природе. Крайне низкий уровень в исследуемых группах не выявлен. Следует отметить, что высокий уровень интенсивности выявлен в группе психологов, которые прошли обучение в период 2009 -2011 года по спецкурсу «Экологическая психология».
Исследование экологических установок личности студентов показало преобладание прагматической и эстетической видов установок. Диагностика мотивации взаимодействия с природой выявила также прагматический ее тип. Таким образом, можно сказать, что в большинстве случаев природа рассматривается студентами как технических, так и гуманитарных специальностей, с небольшим преимуществом гуманитариев, как объект извлечения пользы для «моих целей» и как объект красоты, а о восприятии ее с точки зрения охраны, будущие технологи, инженеры, менеджеры, экономисты, социологи, филологи не задумываются.
Это подтверждает актуальность внедрения курса «Экологическая психология» в высшей школе, поскольку от будущих управленцев, экономистов, юристов зависит принятие решения о вложениях в охрану окружающей среды, а от инженеров, технологов зависит изобретение новых технических средств во «благо» человека и окружающей его среды. Возникает вопрос: а вспомнят ли они о других людях, как частице самой природы, об окружающей природной среде, если у них доминирует прагматическая установка и мотивация в отношении природы, которая уже «отвечает» на бездумные действия человека катаклизмами, аномалиями?!
Литература:
- Баньковская С.П. Инвайроментальная социология. Рига, 1991.
- Макарова Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения./Автореферат к.пс.н. Самара, 2003, 25с.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды», ст.71,2002г
Л.М. Макарова – психолог, сотрудник Самарского Государственного университета.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать