Труд добровольцев активно применяется в самых различных сферах деятельности. Одно из наиболее популярных и востребованных направлений деятельности волонтёров – помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Люди отзывчивы к проблемам детей. Ребёнок подсознательно воспринимается нами как беззащитное существо, требующее заботы, внимания и, с социальной точки зрения, помощь ребенку рассматривается как благое деяние. На сегодняшний день существует огромное количество НКО и других общественных организаций, помогающих обездоленным детям – воспитанникам детских домов, интернатов, приютов, домов ребенка и т.п. Люди идут и охотно включаются в это течение.
И вот тут мы должны задать себе вопрос: в какой именно помощи нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей? И какую помощь предлагают волонтёрские организации?
Если просмотреть списки мероприятий и отчеты некоммерческих организаций, работающих в этой сфере, увидим, что преимущественное большинство занимается:
- материальной помощью – распределением нуждающимся одежды, обуви, памперсов, канцелярских товаров и пр., приобретенных на деньги грантов или поступившим как пожертвования от населения;
- организацией развлекательных мероприятий – проведение праздников, всевозможных мастер-классов (по рисованию, по декупажу и т.п.);
- установлением шефства над воспитанниками закрытых учреждений (детских домов и интернатов).
Общего, единого координатора у всех этих организаций нет. И на практике получается, что куда-то отвезли одежду, где-то провели новогоднюю елку и подарили подарки, где-то позанимались с детьми рисованием, каких-то детей вывезли в «Макдональдс» и покатали на каруселях, к кому-то из детей приходят и помогают учить уроки. Вы скажете: «А что в этом плохого?».
Давайте рассмотрим изнанку этих явлений. Психология ребенка – сироты существенно отличается от психологии среднестатистического «домашнего» ребенка. С одной стороны, воспитанник детского дома лишен индивидуального внимания близких людей; не того индивидуального подхода, о котором говорится в педагогике, а непосредственного длительного «симбиоза» с заинтересованным в нем человеком, который и ложится в основу формирования привязанности. Вместе с этим, ребенок лишён и личного пространства; его внутренний мир постоянно подвергается прессингу извне: общий режим и правила, общие помещения, общие игрушки, - не всегда есть возможность уединиться и почти размыты понятия «мое» - «чужое». С другой стороны, эти дети проживают на всем готовом, им не приходится задумываться, откуда берётся еда и одежда, они принимают самое минимальное участие в организации быта. Они живут в мире, где «всё есть» и «всё не мое».
Поэтому получаемые от волонтёров подарки и просто вещи либо не ценятся совсем и тут же рвутся, ломаются, теряются, либо становятся сверхценными, подменяя образ близкого человека. И тогда не дай Бог эту игрушку кто-нибудь сломает - для ребенка снова рухнет мир, как когда-то, когда его оторвали от мамы.
Что касается праздников, мастер-классов и походов в интересные места - они вплетаются в жизнь детей хаотично, ещё больше разрушая индивидуальную картину мира конкретного ребенка. В учебе эти дети, как правило, неуспешны. Да и серьёзных длительных хобби в большинстве случаев не имеют. Пришли волонтёры, сделали с ними куколок из старых носков. Интересно? – Интересно! Прошла неделя – куколка запылилась на полке, а то и провалилась уже на пол под кровать. Через месяц с волонтёрами делали поделки в стиле декупаж и подарили воспитателям. Воспитатели их поставили на ту же полку, и через неделю о них тоже забыли. Потом пошли в парк развлечений – ох, как понравилось! «А когда еще пойдем?». «Когда позовут». «А когда позовут?...». Мероприятия помогают развеять скуку и не более того. Они не вплетены в систему достижений ребенка, не служат для него ни стимулом, ни наградой.
Помимо этого, есть опасность, что ребенок привыкнет к кому-то из волонтёров, а тот неожиданно перестанет ходить. Волонтёры не скреплены никакими обязательствами, захотел – пришел, не захотел – не пришёл («не захотел» как-то грубо, пусть будет «не смог», но для ребенка от этого ничего не меняется). Для ребенка – это ещё одна утрата, ещё одна обманутая надежда.
Этим как раз особенно опасно установление шефства. Дружит ребенок с кем-то из волонтёров, привязывается к нему эмоционально. Взрослый подогревает эту дружбу: берёт на руки, дарит подарки, целует. Но для взрослого это всего лишь временное явление. У него-то в жизни много эмоциональных связей. Вы скажете: «Почему временное?». Отвечу: тот, кто хочет быть с ребенком всегда, имеет возможность стать приёмным родителем.
Грустная получается картинка? Да, невесёлая. И не тем опасны волонтёры, что под видом добровольца в учреждение проникнет маньяк или педофил. Это исключительные случаи. И волонтёры здесь ни при чем. А вот риски, описанные в этой статье, имеют место постоянно. И волонтёры, посещающие учреждения долгое время, сами их отмечают.
Какой же тогда выход? Как снизить риски и сделать участие волонтёров максимально полезным?
Ответ простой – идти от потребностей конкретного ребенка и конкретного учреждения. Да, учреждение тоже нельзя игнорировать. С точки зрения социальной психологии – это такая же система как семья, со своими ценностями, порядками и связями. И каждый элемент этой системы зависит от других элементов. Начали работу с одним ребёнком – отреагировали все дети, все воспитатели и все специалисты. Поэтому, приходя в учреждение, волонтёр и вся волонтёрская организация должны встроиться в эту систему, найти свое место в ней, согласовать свою работу с администрацией. И это не просто согласование дней и часов посещения, это согласование программ работы. Это путь волонтёров и сотрудников государственного учреждения в одной команде. В результате чего должна получиться уже новая система взаимоотношений и деятельности.
Опыт такой работы в ГКУ СРЦН «Надежда» (г. Нижний Новгород) мы оформили в программе «Планета друзей», представленной на конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года. Очень надеемся, что наш опыт будет полезен всем коллегам, работающим с детьми!
Автор: Вараева Надежда Валерьевна, канд.психол.наук, зав.отделением сопровождения семьи и ребенка ГКУ СРЦН «Надежда», г. Нижний Новгород
Проект «Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации “Планета друзей”» участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www.psy.su/psyche/projects/911/ |
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать