И взрослые, и дети во все времена любили кино. Различными своими свойствами оно близко и театру, и живописи, и литературе, но это есть ни то, ни другое, ни третье: кино объемлет всю целостность этих искусств и в то же время выражает все их различие. Ни одно из них кино не может заменить, ибо соединяет лишь их противоположные качества. Кино – искусство синтетическое, превосходящее по силе воздействия на реципиента все другие виды искусства. Только фильм может разрушить дистанцию между реальной жизнью и экранным событием, отправить зрителя внутрь киносюжета, принудить к идентификации с его героями. М.И. Роом писал: «Оно (кино) оказалось способным рассматривать мир с невиданных дотоле точек зрения, в невиданных дотоле ракурсах. Оно оказалось способным сжимать и растягивать время и пространство, перебрасываться с материка на материк, свободно оперировать всеми материалами жизни человека» (1980). К тому же произошло слияние кинематографа с музыкой, социальным инструментом огромной силы, формирующим психику. И кино постепенно превратилось в искусство глубоко психологическое.
Однако уже в начале прошлого века признавалась двойственность влияния кинематографа. Современные исследователи связывают отрицательное влияние фильмов и экранной продукции вообще с возможностями манипулирования сознанием. Н.А.Хренов пишет: «…кино становится полем применения манипулятивной эстетики или эстетики суггестивного воздействия, активизирующейся в силу возрождения соотносимой с трансформациями массового сознания архаики» (2005). Положительное влияние фильмов обусловлено их социализирующим, развивающим и психотерапевтическим воздействием. Поэтому кинотерапия считается перспективным изобретением XX-го века в психологии. В настоящее время кинотерапия применяется в клинической практике, в психологической коррекции и реабилитации личности здоровых людей, в образовательной практике. В условиях клиники это метод психотерапевтического воздействия на пациентов в ходе группового просмотра фильмов, подобранных с учетом заболевания. С помощью кино пациент погружается в свой внутренний мир, у него формируется позитивное самовосприятие и самоотношение, снимаются проблемы коммуникации и социальной депривации.
Фильм в воспитательном процессе – средство воспитания, культурной самоидентификации личности. Кинопотребности, сложившиеся в детстве и юности, во многом определяют направленность художественных вкусов и интересов взрослых людей, их иммунитет к кинопродукции, работающей на понижение личности.
В практике оказания психологической помощи взрослым здоровым людям широкое распространение получили кинотренинги. Они могут быть построены традиционно (как в условиях клиники): вступительная беседа, просмотр и обсуждение содержания фильма, а могут сочетать в себе разные методы групповой работы, подвергаться определенной педагогической инструментовке.
Для групповой работы с кинокоммуникацией в центре каждого занятия важно выбирать фильмы, признанные в широком профессиональном кругу, ставшие призерами престижных кинофестивалей. Ведь они имели успех, удостоились наград, потому что стали откликом на коллективный бессознательный запрос.
В нашем опыте именно такие фильмы вошли в программу «Экзистенциал», состоящей из 10 групповых занятий с кинокоммуникацией в центре каждого. Все 10 фильмов – призёры кинофестивалей, относятся к разряду интеллектуального кино и содержат экзистенциальную проблематику. Особенность программы в том, что каждое занятие является самостоятельным и относительно завершенным (относительно – по причине неисчерпаемости кинотекста как и любого художественного текста). Поэтому группа – открытая, состав участников может изменяться. И в то же время все десять занятий образуют систему, взаимодействие элементов которой приводит к порождению новых смыслов, открываемых участниками, посещающими все занятия. Программа актуальна: 2014 год объявлен Годом культуры, Министерство образования получило от Министерства Культуры список из 100 фильмов, рекомендуемых для просмотра школьниками на кинофакультативах. У родителей и педагогов появилась мотивация овладевать навыками вычитывания смыслов кинотекста.
Программа относится к образовательным, так как участники на каждом занятии получают определенные знания: процедуры информирования – неотъемлемая часть. «Знаньевый» результат участия в программе имеет два плана.
Первый связан с кинотекстом:
- знание о видах и жанрах кино;
- оперирование понятиями «кадр», «монтажная фраза»;
- понимание синтетичности и условности киноязыка;
- владение подходами к истолкованию образного ряда фильма;
- знание основных положений о понимании кинотекста ( все элементы кинотекста взаимосвязаны, случайного нет, за поверхностным и единичным скрывается глубинное и универсальное, кинотекст диалогичен, смыслы отдельных элементов «вычитываются» из контекста).
У создателей фильма есть два способа увлечь зрителя: увлекательность и напряженность внешнего действия и настойчивое и глубокое художественное исследование жизни, ее социальное и нравственное осмысление. Первые фильмы легко воспринимаются, вторые – трудно: они многослойны, обращены и к левополушарному (логическому), и к правополушарному (метафорическому, образно-эмоциональному) мышлению. И чем больше ко второму, тем сильнее их развивающее и оздоравливающее воздействие на личность воспринимающего.
Многослойность фильма
Слои образно-содержательной формы |
Содержание зрительского восприятия |
Зритель замечает |
1. Материальные, непосредственно чувственно воспринимаемые объекты |
Воспринимается стихия света и звука, все, что связано с техникой киносъемки и звукозаписи |
Техническое мастерство создателей фильма |
2. Предметно-представимое: тема, жанрово-стилевая принадлежность произведения |
Взгляд «общим планом»( выражение С. Эйзенштейна): внимание обращается на тематическую направленность – «про что этот фильм» |
Соответствие содержания реальной жизни : бывает ли так? |
3. Предметно-непредставимое: внутренний мир героев фильма |
Взгляд «средним планом»: внимание приковано к игре живых страстей, к мыслям и поступкам персонажей, восприятие эмпатическое, непосредственное, идентификация себя с героями |
Характеры, поступки персонажей |
4. Идейно-художественное и психологическое содержание фильма |
Взгляд «крупным планом»: анализ художественного и психологического пространства фильма, постижение его духовно-нравственных смыслов |
Идейно-художественную ценность фильма ( в том числе метафоры. символы), психологические темы. |
Перечисленные слои и планы рассмотрения фильма не существуют изолированно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, полифония экранного образа требует от зрителя сознательной напряженной работы ума и души, а с другой - содержание фильма становится полем для собственных бессознательных проекций. Потому индивидуальное восприятие фильма является не «калькированным», то есть адекватным наличествующим в нем и подлежащим «вычитыванию» смыслов, а субъективным. В групповой работе происходит и осознание этой субъективности, и выход за ее пределы: что-то участники узнают в информационных процедурах до просмотра, что-то открывают в послепросмотровом творческом исследовании кинотекста.
Второй план – это получение или обновление имеющихся знаний из области экзистенциальной психологии ( основные понятия, положения), а также (в зависимости от содержания фильма) психологии семейных отношений, психологии общения и т.д.
В то же время программа «Экзистенциал» – программа психолого-педагогической поддержки становления экзистенциальной личности, то есть обладает коррекционным и психотерапевтическим потенциалом. Важным условием реализации этого потенциала является максимальная психологическая безопасность коммуникативного пространства групповых занятий. Это достигается дополнением традиционных правил круга запретами на несогласия, возражения, споры. Общение – онтокоммуникация: быть услышанным важнее, чем быть понятым, принятым, правым (Бахтин М.М., Батищев Г.С.). Снятие оценочных ожиданий, сочетание индивидуального восприятия с коллективным, вхождение в ауру фильма, формирование общего настроя, активизация правополушарного мышления – все это увеличивает вероятность резонанса психологических тем кинотекста и психологических затруднений, экзистенциальных проблем участников групповых занятий. Логика каждого занятия – движение от своего наличного Я через кинотекст – к потенциально возможному, более зрелому, более субъектному и творческому Я, способному быть автором текста собственной жизни.
Личностный результат – расширение горизонтов личности, мотивация роста, осознание и принятие данностей человеческого существования. Обычно он сообщается участниками занятий с применением категорий «осознавание», «понимание», «открытие», «Встреча» или в метафорической форме. А может и не сообщаться – это тайна личности ( закрытое Я-сообщение: у меня есть личный результат, и это моя тайна).
Примеры открытых высказываний участников программы «Экзистенциал» на заключительной рефлексии :
- Я осознала дисгармонию в своих модусах существования, есть желание разобраться в причинах, а последствия вижу, чувствую …
- Я поняла, что такое экзистенциальное одиночество пола и буду исправлять свои ошибки в общении с мужем: часто посылаю ему сообщения с «двойным дном», жду – догадается…
- Я осознал, что текст своей жизни пишу сам. Мне не нравится почерк. Буду менять.
- Мне открылась важная вещь: не нужно сидеть, сложа руки, когда все рушится, надо давать ответы на вызовы жизни, то есть самому решать свои проблемы
- Я встретился со своей темой под названием «Холостяцкая жизнь» и понял: выбор между семьей и одиночеством за меня не сделает никто.
В заключение отметим: несмотря на увеличение числа кинотеатров и усовершенствование технологий показа, к прошлому веку, когда встреча с фильмом происходила только в кинозале, возврата быть не может. В.М.Аллахвердов пишет: «Книгопечатание, радио, телевизор, магнитофон, компьютер сделали возможным дома, в семье обращение к тем видам искусства, которые первоначально требовали публичного присутствия (драматические спектакли, музыкальные спектакли, кинофильмы, симфонические произведения, музейные выставки). Ритуальные нормы, сопровождающие художественное восприятие, ослабевают, все больше искусство обращается к «внутреннему человеку», который может обеспечить необходимую самоизоляцию, соприкасаясь с прекрасным» (2001). Чтобы такая самоизоляция была безопасной ( художественная ценность может сочетаться с разрушительным воздействием на личность) необходимо формировать зрительскую компетентность и личную ответственность за результат общения с произведениями искусства, что и происходит в групповой работе с художественной коммуникацией в центре занятий.
Гаврилина Людмила Константиновна (Сыктывкар).
Проект «Программа психолого-педагогической поддержки становления экзистенциальной личности взрослого “Экзистенциал”» участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www.psy.su/psyche/projects/925/ |
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать