Школьный психолог может выявить, что ученику, который ведет себя «нормально» всё же нужна психологическая помощь. И даже спрогнозировать реакцию «нормального» учащегося... на условия и факторы влияния современного образования. Если психолог знает типологию возрастных, психологических кризисов и типологию школьных стресс-факторов; умеет организовать работу в группах; умеет работать с различными категориями детей; владеет коммуникативной и коммуникационной компетентностью; знает возрастную психологию и психофизиологию; владеет методами личностной безопасности и здоровьесберегающими технологиями. Так как в условиях современного образования большинство субъектов деятельности (учащихся и учителей) находятся под воздействием предельных психических нагрузок способствующих возникновению кризисных состояний.
Организация учащихся к учебно-воспитательному процессу, проведенная с учетом не только учебных нагрузок, но и психических нагрузок, может служить одним из важных психологических аспектов личностной безопасности по предупреждению и профилактике кризисных состояний.
Под личностной безопасностью учащихся мы понимаем формирование активно-личностной готовности, компетентности и толерантности к негативным воздействиям факторов образовательного процесса, а также владеющих умениями их конструктивного оценивания и коррекции.
Влияние психических нагрузок выражается в тех изменениях, которые происходят у конкретного человека под влиянием того или иного (чаще негативного) фактора. Это, прежде всего, индивидуальная реакция организма в ответ на действие разнообразных негативных факторов.
К наиболее воздействующим негативным факторам психической нагрузки мы относим – школьные стресс-факторы и психологические кризисы.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить школьные факторы (стресс-факторы риска), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, проранжировать их по значимости и силе влияния, но и концентрировать внимание на личностной деформации под прессингом их разрушающего воздействия.
К числу стресс-факторов риска относятся:
- . Стрессовая педагогическая тактика.
- Интенсификация учебного процесса.
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- Нерациональная организация учебной деятельности.
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
- Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе, профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).
Воздействие школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно и практически постоянно в течение 10-11 лет. Поэтому, даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико. Кроме того, негативные влияния стресс-факторов риска приходятся на наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям период интенсивного роста и развития организма ребенка.
Важно также отметить, что воздействие на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если такое влияние воспринимается как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это в большой мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.
Опасность влияния стресс-факторов риска усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а кумулируются (накапливаются) в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.
Следующий негативный фактор, который увеличивает влияние психической нагрузки на организм и психику учащихся в условиях образовательного процесса – возрастные и психологические кризисы. Возрастные кризисы достаточно хорошо представлены в возрастной психологии, психологии развития, педагогической психологии (например, возрастная периодизация Д.Б.Эльконина).
Вот знание о психологических кризисах отдельных категорий учащихся, их систематизация и классификация ещё представлены, мягко, говоря слабо. Знание о причинах их появления, закономерностях протекания и прогнозе развития может быть полезно как теоретикам, так и практикам – специалистам, педагогам и психологам в области детской психологии. Так в практике образования можно в настоящее время выделить, малоизученную особенность психологического кризиса: психологический кризис одарённости. Знание этой особенности может быть полезно в процессе работы с одарёнными детьми. Особенности детской одаренности интересует многих специалистов – однако, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется изучению такой особенности, как психологический кризис детской одаренности. Кризис как естественная, закономерная, всеобщая форма смены одного стабильного состояния другим характеризует многие психические процессы, в том числе и некоторые периоды развития детской одаренности. Попытаемся взглянуть на кризисы детской одаренности в виде системных представлений о ней.
Всё многообразие форм исчезновения детской одаренности, описанных в специальной психолого-педагогической литературе, можно свести к следующим типам:
- Утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты – кризис креативности;
- Снижение интеллектуальной продуктивности – кризис интеллектуальности;
- Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда - кризис мотива достижений. Это описывается по-разному - или как нарушение волевой регуляции: «мог бы, но не хочу»; или как победа заниженной самооценки: «мог бы, но получится плохо»; или как неадекватная оценка требований социума: «мог бы, но это никому не нужно» и т.д.
К психологическим кризисам одарённости мы относим:
Кризис интериоризации
В период школьной жизни проблемой для учителей, родителей проблемой является перевод орудийно-знаковых действий ребёнка в субъективную сферу развития личности. Сложности начинаются с момента начала полноценного освоения абстрактного логического знания и символьного аппарата для работы с ним. Процесс требует большого трудолюбия и усидчивости и от родителей и от детей.
Кризис конвертации
Инновационные изменения, преобразования в обществе, экономики, происходят динамично, широко, системно. Не только учащиеся, но и взрослые теряются перед внедрением новшеств, инноваций и нововведений во все структуры общественной жизни. Маховик конвертации породил проблему чрезмерной изменчивости жизни. То, что ты приобрел вчера, сегодня уже устарело. Скорость изменений порождает естественную защитную реакцию - человек настраивается не замечать, игнорировать или принимать без эмоций изменения и новые продукты
Кризис креативности
В этом случае высокий творческий потенциал ребенка частично утрачивается в силу невозможности предъявить себя окружающим, получить одобрение или поддержку взрослых, что приводит к трудностям развития одаренности в целом. Очень часто образовательные или воспитательные развивающие программы для одаренных детей на самом деле не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их.
Кризис интеллектуальности
Второй тип кризиса – кризис интеллектуальности, возникает в случае перегруженности одаренного ребенка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка, его личностных смыслов. Главная опасность заключается в том, что интеллект ребенка развивается в ущерб его физическому, эмоциональному, личностному развитию.
Кризис мотива достижений
Этот тип кризиса возникает, если в процессе формирования личности личностная рефлексия начинает доминировать над интеллектуальной. Это приводит к возникновению негативного «образа Я» и, как следствие, к торможению развития одаренности.
Кризиса отчужденности
Основной путь преодоления кризиса отчужденности средней школы и одарённых детей возможен лишь на приоритетном статусе в построении учебно-воспитательного процесса личности ученика, т.е. на основе учёта его индивидуально-психологических особенностей и дифференциации учебно-воспитательного процесса в масштабе всей школьной программы от 1 до 11 класса.
Кризис гратификации
Кризис гратификации рассматривается в психологии здоровья как явление, которое может приводить к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений.
Наиболее способные ученики нуждаются в индивидуальной величине нагрузки, которая была бы под стать их умственным и физическим возможностям, современная образовательная школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.
Борис Петрович Яковлев — доктор психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Cургутский государственный университет ХМАО-Югры»
Учебно-методическое пособие «Одарённость детей: психолого-педагогический аспект» участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://psy.su/psyche/projects/919/ |
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать