18+
Выходит с 1995 года
30 декабря 2024
Новые правила конкурса «Золотая Психея»

Дорогие коллеги!

С 16 сентября оргкомитет XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года начал принимать ваши заявки на участие в конкурсе.

Несмотря на то, что конкурс проводится с 1999 года, цель его, прописанная в Положении, не меняется — это «познакомить российских психологов с достижениями коллег — наиболее значимыми и актуальными проектами, реализованными в прошедшем году; привлечь общественное внимание к деятельности нашего профессионального сообщества, способствовать интеграции и придать импульс развитию единого  профессионального психологического сообщества России». Меняется ситуация в обществе, требования и условия работы психологов. В прошлом году специалисты образовательных учреждений встретились с необходимостью предоставлять в процессе аттестации всё большее и большее количество документов, и от того, сколько психолог представит дипломов, сертификатов, грамот, зависит его категория и зарплата. Следуя этому «велению времени», возникли самые разные конкурсы — для учеников (за участие в которых их педагоги также получают дипломы) и для учителей. Заочные конкурсы, где задания присылаются по электронной почте и по ней же отправляются дипломы. Цель этих конкурсов — совсем не та, что у, например, всероссийских олимпиад. Участие в них требует организационного взноса. И участие это — массовое. Это не хорошо и не плохо, это соответствие внешним условиям.

Такого рода конкурсы для психологов практически не проводятся, максимум, что им «достаётся» — это номинация «лучшая презентация» в «общих» конкурсах, конкурсов по предмету «психология» — не проводится. Профессиональные общественные организации проводят свои конкурсы, но участвовать в них тоже может далеко не каждый, а дипломы получают финалисты и победители.

«Золотая Психея» — конкурс уникальный. Он — именно психологический. Никак не ограничен ведомственной принадлежностью. В жюри — самые известные и авторитетные специалисты. Совокупность проектов конкурса традиционно отражает состояние русскоязычной психологии: в кризис их число уменьшалось, а по мере восстановления роли психологии в обществе — увеличивалось. Тематика отражает не только проблемы, волнующие профессиональное сообщество, но, в первую очередь, процессы, происходящие в обществе в целом. А уровень проектов (и их дальнейшее обсуждение) — состояние психологической науки, образования, практики и профессионального общения.

Резкое увеличение количества проектов в номинации «Проект года в практической психологии» в прошлом году, с одной стороны, соответствует этой тенденции — отражать требования общества (и государства) к психологам, в частности, каким-то внешним образом документировать свою работу, пусть это будет диплом или грамота. Проекты-победители затрагивали самые больные точки. Но в общем и целом, к сожалению, проекты перестали соответствовать основной идее — представить самые яркие идеи, разработки, мероприятия ушедшего года.

Напомним, что на первом этапе заявки рассматриваются оргкомитетом исключительно на предмет соответствия формальным критериям, в частности, срокам реализации (яркость и уникальность проектов оценивается Экспертным Советом только на втором этапе). И согласитесь, что если проект был разработан, закончен несколько лет назад, реализовывался все эти годы практически без изменений и будет таким и в дальнейшем — его сложно назвать проектом года. Но, конечно, многолетний проект, в 2013 году законченный, на конкурс представить можно и нужно.
Принятые по формальным критериям проекты публикуются на сайте конкурса, также чтобы реализовать цель конкурса — представить наработки коллегам. И с этим связано два момента. Первый — в огромной массе проектов очень тяжело ориентироваться. И несмотря на то, что мы просим авторов инициировать обсуждение проектов в «Психологическом клубе», писать статьи в «Психологическую газету», представлять дополнительные материалы, в конце концов, рассказывать о своей работе на Саммите психологов «Технологии успеха», в рамках которого традиционно проходит подведение итогов конкурса и вручение дипломов, многие и многие участники, видимо, даже не заглядывают в тему форума «своего» проекта, так как комментарии читателей и предложения о сотрудничестве подчас остаются безответными.

Второй момент связан с обсуждением проектов. Мы очень рады, что многие из них оказываются интересными и полезными. Некоторые — вызывают дискуссию. Такова ситуация, что уровень подготовки психологов очень и очень разный, соответственно, разный и уровень проектов. Конечно, в самых крайних случаях он может вызывать недоумение и критику (еще раз скажем, что на первом этапе критерии приема содержания не касаются). Но и эту критику и недоумение можно высказать по-разному, и в конструктивном варианте она будет полезна — для конкретного специалиста, а значит, и для повышения уровня сообщества в целом. А в эмоционально-негативном — будет не только бесполезна, но и вредна.

Понимание того, что уровень каждого члена профессионального сообщества во многом формируется и поддерживается общественными организациями (так происходит не только в нашей стране и не только в психологии), привело к изменениям в правилах подачи заявки. Если раньше рекомендацию мог дать руководитель организации — чаще всего непсихолог, которому совсем несложно поставить подпись (а сотрудник получит диплом — тоже неплохо), то сейчас мы просим авторов получить рекомендацию общественной организации (при этом членом этой организации быть совершенно необязательно). Заявки принимаются 4 месяца — это достаточный срок даже в том случае, если общественная организация захочет познакомиться с проектом, который она будет рекомендовать. И количество рекомендаций от одной организации не ограничено. Но это позволит представить работу коллегам уже на этапе подготовки заявки. Может быть, получить и учесть замечания от более опытных — и не только в отношении содержания работы, но и в отношении её представления.

Для участия в конкурсе мало хорошо делать свою работу, приходится учиться о ней рассказывать. Представление работы — реферат проекта, всего 6000 знаков — это очень немного, но это те 2-3 страницы, которые в первую очередь увидят посетители сайта, это то, что получат члены Экспертного Совета. (Конечно, читатели «Психологической газеты» могут познакомиться с дополнительными материалами на странице проекта, и здесь нет никаких ограничений ни на количество, ни на объём, ни на форму.) Представление своей работы — это отдельное умение, и иногда явно замечательная работа оказывается очень неудачно описанной, без качественных выводов и результатов. Наверное, формированию этого умения тоже должно уделяться время в процессе профессиональной подготовки, наверное, оно не всегда уделяется, даже при написании диплома, но — предупреждённый вооружён.

Мы ждём ваших заявок! Какие бы ни были сказаны слова, конкурс «Золотая Психея» —  это ваш конкурс, конкурс для психологов. Пусть про вашу работу узнают коллеги!

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»