К середине 70х годов ХХ века в психологии и психотерапии эффективно применялись мастерски разработанные методы, техники, инструменты. Однако объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная её модель. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный - в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни - конструкт или процесс психики.
За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в психике) фигуры и процессы коллективного бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие социальную значимость и возможность творческой самореализации личности. Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я - не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) - но и «отнюдь не Я». Революционные открытия психоанализа и аналитической психологии о доминировании бессознательного в психической деятельности становились предметом лукавых мудрствований и квазинаучных рефлексий, но отнюдь не принципами работы учёных и практиков.
Базальный внутренний конфликт - разрыв между сознанием и бессознательным - стал распространенным, если не тотальным, явлением. Это явление с трудом распознавалось и неохотно признавалось, однако его последствия (неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, алкоголизм, наркомания, патологический квазимистический опыт, хипизм, участие в псевдорелигиозных сообществах) с неистовством духовной чумы обрушились на демонстративно благополучный мир прагматических стратегий и здравого смысла.
Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики.
Таким образом, объектом пост-аналитической психологии становится даже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий - а индивид - «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний - только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей, ведущих человека к целостности – единству с миром и самим собой - символ веры, начертанный на знаменах аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии.
Понятия «цель» («телос», греч.) и «целое» («телеиос», греч.) этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.
Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о том, что данный индивидуум не целостен (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не целостны (не соотнесены со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия психологии целостности.
Словосочетание «психология целостности» (“Integral Psychology”) впервые использовал Кен Уилбер - один из ведущих мастеров и мыслителей трансперсональной психологии. Это новейшее направление психологической науки и практики фокусирует внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляет и научно обосновывает представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек. Integral Psychology Кена Уилбера стала обобщением в широком понятийном и методологическом контексте, закономерным развитием трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок.
Следует, тем не менее, отметить, что данное Уилбером определение «психологии целостности», (в транслитерации – «интегральной психологии») - соответствует не только Integral Psychology Уилбера, но и многим научно-практическим и вненаучным системам. Сам Уилбер неоднократно писал, что его «Integral Psychology» - лишь одна из разновидностей психологии целостности.
Мировоззренческим оком психологии целостности является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность - сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы, - части, которые имеют смысл только в их отношении к целому.
Психология целостности - система опирающихся на принцип единства теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности - единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.
Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и способов ее достижения (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте - концептуальное ядро и необходимое условие работы специалиста в области психологии и тренинга целостности.
По сути дела, психология целостности - методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).
Практические методы психологии и тренинга целостности включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник.
В фокусе этих принципов, подходов и техник:
- личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы;
- осуществление комплексного и всестороннего воздействия на человека (тело, сознание, бессознательная психика);
- использование скрытого личностного ресурсного потенциала;
- не только достижение целостности индивида, но и реорганизация его жизненного контекста, обеспечивающая полную и адекватную реализацию личности в социуме.
Применяя эти методы и техники, специалист психологии целостности не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение - при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого процесса достижения или восстановления целостности уникален. Психотехники тренинга целостности не могут быть формализованы, растиражированы. Использование этих психотехник - это, прежде всего, их творческая разработка - а, зачастую и вдохновенная импровизация - для каждого конкретного случая.
Целостное знание – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль мышления, мировоззрение, образ жизни.
Получение этого знания, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:
- опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция в жизненный контекст);
- достижение внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);
- практика деятельности в социуме
Требование к программам тренинга целостности, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Они должны быть программами «нового поколения» или нового уровня подготовки специалистов любых профессий, а также личностей, имеющих возможность или столкнувшихся с необходимостью приступить к поискам самих себя.
Краеугольный камень этих программ - комплексный подход, высокий уровень проработки и легкость освоения материала.
Еще одно, немаловажное требование к тренингу целостности - восхождение от обыденности к высшим ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.
Программы тренингов целостности подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент успешной жизнедеятельности - личность, которая должна быть способной не только справляться с инновационными задачами, но и находить яркие, интересные, нетривиальные решения обыденных.
Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами будет малоэффективным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или высказывание великого Гераклита: «многознание уму не научает». В программах тренингов целостности даже освоение теоретической базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме самостоятельной творческой работы с материалом.
Специалист, прошедший тренинг целостности и освоивший его материал способен не только взяться за сложные задачи организационной и производственной деятельности, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным - целостный - уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода занятий - становится эксклюзивным, востребованным, высокооплачиваемым.
Бревде Геннадий Михайлович - кандидат философских наук, сертифицированный трансперсональный психотерапевт, член Президиумов Российской и Европейской трансперсональных ассоциаций, официальный преподаватель Европейской Ассоциации психотерапии, декан Восточно-Европейского факультета Международного института изучения сознания и психотерапии (Фрайбург, Германия), автор свыше 40 статей и раздела монографии по проблемам философской антропологии и глубинной психологии.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать