Предлагаем Вашему вниманию интервью с Анной Константиновной Золотовой. Анна Константиновна - генеральный директор Российского фонда развития образования «Сообщество», педагог, менеджер социально-культурных технологий, тренер, автор программ: «Воспитание с любовью и логикой, «Ловите, пока мы маленькие», «Лидерство в образовании» и других. Ведущая семинара-практикума «Инклюзивное образование. Практика внедрения в дошкольное образовательное учреждение».
- Анна Константиновна, расскажите о проекте «Компетентный педагог ХХI века. Принципы качественной педагогики».
- Это международный проект, организованный ассоциацией «Stepbystep»(ISSA). В нем участвуют специалисты из 29 стран мира. Они изучили практический опыт, привлекли научные открытия последних десятилетий и создали современные технологии работы с детьми в дошкольных учреждениях и начальной школе. Проект «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики» - это структурные рамки для инноваций и приглашение исследовать новые территории детства. На одноименном семинаре в Институте практической психологии «Иматон» мы предлагаем педагогам, школьным психологам, преподавателям вузов и другим специалистам, работающим в сфере образования, овладеть новыми компетенциями, которые необходимы для качественной работы в современном образовательном учреждении. Участники семинара смогут повысить свою квалификацию в области эффективного взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста. Они получат как необходимый инструментарий, который будут использовать в дальнейшем, так и опыт практической работы в классе и группе. Инструментарий и теоретические материалы мы даем участникам в электронном и печатном виде. Это новый подход и вектор успеха!
- Компетентный педагог – это педагог, информированный о новых методиках и технологиях?
- Да, но не только. Для оценки компетентности очень важно определить, что мы подразумеваем, употребляя это слово, и о чем может идти речь. Когда мы, начиная курс, задаем вопрос о том, какими педагогическими компетенциями должен владеть педагог в XXI веке, участники семинаров и конференций всегда в первую очередь говорят о личностных качествах: доброжелательности, хорошем отношении к детям. Личность педагога, безусловно, очень важна, но необходимо мыслить более широко: оценивая качество работы, например, хирурга, мы же не скажем, что его главное достоинство – доброжелательное отношение к пациенту? Хорошее отношение, безусловно, важно, но, если хирург не обладает профессиональными компетенциями, вряд ли мы захотим лечь к нему под нож. Это же верно и для педагога – важно, чтобы он был и внимательным, и добрым, и любил детей, но если он не может мотивировать ученика учиться, не владеет современными технологиями, не знает психологию, не умеет пользоваться ее инструментами, не привык находить информацию самостоятельно - он не будет компетентным специалистом.
Современный мир меняется очень быстро и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. Мы действительно не знаем сегодня, какой будет жизнь через пять лет, какие новые специальности появятся… Знания сейчас устаревают очень быстро, меняются подходы к их получению. Научить ребенка учиться может только специалист, который сам любит и умеет это делать. Позволю себе процитировать определение качественной педагогики ISSA «Педагог - это знающий специалист и чуткий человек, который направляет детей и предоставляет им поддержку в процессе обучения и познания мира, который работает в партнёрстве с семьями, как с первыми педагогами своих детей и с местным сообществом, как с естественным ресурсом для обучения и познания». Кстати, знаете ли вы, что в российской науке сегодня нет такого понятия как «качественная педагогика»? Это забавно. Я специально набрала эти два слова в поисковой системе Google и вышла на материалы нашего проекта.
- Каким образом на семинаре специалисты смогут повышать свою компетентность?
- На семинаре участники смогут больше узнать о принципах качественной педагогики. Мы выделили семь областей: взаимодействия; семья и местное сообщество; инклюзия, многообразие и ценности демократии; оценка и планирование; методы обучения; развивающая среда; профессиональное развитие. Именно эти области важны для того, чтобы обеспечить высокое качество поддержки, развития и обучения детей. Каждый педагог получит возможность на семинаре оценить себя самостоятельно - инструмент создан и, что очень важно, создан он на основе практического опыта и наблюдения за реальной педагогической практикой. Его теоретическая часть учитывает все новые мировые открытия в физиологии, психологии и других смежных науках. Мы выдаем участникам курса презентации, фильмы, дарим четыре очень интересные электронные книги и плакат, с которыми они смогут в дальнейшем работать самостоятельно. Сложно в двух словах описать все материалы, но работать по ним - одно удовольствие!
Часто после прохождения семинара специалисты систематизируют для себя информацию о компетентности. Они начинают по другому относится к планированию, индивидуально подходят к оцениванию каждого ребенка и выполняют свою работу на более высоком профессиональном уровне. Нам очень приятно, что педагоги находят новые широкие возможности для профессиональной деятельности, которых не видели раньше. Тех, кто посещает семинары не первый раз, мы объединяем в творческие союзы, где они делятся друг с другом опытом практического внедрения методик, участвуют в конференциях. Кроме того, каждый, кто прошел семинар, может стать участником нашей специальной программы: на международном сайте ассоциации ISSA создается видеобиблиотека материалов, которые являются иллюстрациями к нашей теоретической базе. Видеофильмы публикуют те специалисты, которые уже освоили информацию на практике. Для педагогов это уникальная возможность - сначала потренироваться, а потом презентовать свой опыт широкому кругу людей на международном уровне.
- Сейчас внедряются новые образовательные стандарты. Как Вы считаете, насколько удачно они реализуются?
- Я думаю, что в разных местах этот процесс происходит по-разному и зависит от компетентности специалистов. Для успешной работы по новым стандартам часто необходима инициатива самого педагога и очень многое зависит от его готовности изменяться и думать. К сожалению, многие дошкольные педагоги восприняли стандарты как уход от педагогической деятельности к присмотру и уходу за детьми, они не увидели новых возможностей для развития ребенка в игре. Игре, профессионально подготовленной и грамотно спланированной педагогам, где ребенок будет творить, выдумывать, пробовать себя в самых разных ролях и путешествовать в волшебных мирах своих фантазий. В стандартах есть жесткие, но правильные и своевременные требования - убрать из образовательных процессов занятия в виде мини–уроков. Иначе, когда же дети будут играть? Кто отменил игру и подменил ее мини – уроками? Как-то незаметно эти уроки стали настолько привычными в детских садиках, что многие родители уже и не представляют жизнь ребенка без них. Но это неправильно. Именно сейчас педагогу необходимо научиться создавать для ребенка развивающую среду и условия, в которых он сможет активно и самостоятельно познавать мир. Это необычно для дошкольных педагогов, потому что сегодняшний детский сад – это, к сожалению, место, где детей, чаще всего, приучают очень много сидеть и, желательно, выполнять задания по принципу «делай как я». Что же делать ребенку, если не хочется повторять за преподавателем? А ведь в это время он может успешно, если учитывать требования новых образовательных стандартов и создать условия, проявлять активность и самостоятельно учиться – играя.
Школьные педагоги и психологи, с которыми я общалась после первого года работы по новым стандартам, напротив, достаточно хорошо приняли стандарты, нашли их полезными, они считают, что стандарты помогли сделать занятия с детьми более интересными и создать атмосферу творчества. Хочу заметить: большая проблема еще и в том, что педагоги часто не понимают, в чем заключается разница между образованием и развитием. На семинаре мы с помощью специальной презентации наглядно показываем эти различия, которые заложены на уровне нейронных связей - на примере синапсов. Наглядная информация, представленная на семинаре в презентациях, фильмах и в активных методах работы в группе, в наблюдении за выступлениями коллег, прекрасно усваивается и запоминается.
- А что Вы можете сказать об инклюзивном образовании - насколько сейчас возможно внедрить такое образование в школах?
- Это очень больная для нашего общества тема. Я считаю, что к инклюзии нужно подходить очень постепенно и осторожно, оценивая и учитывая позитивный опыт других стран, например, Норвегии, Швеции, Дании. Нужно помнить, что до практического внедрения инклюзии в этих странах широкая общественная дискуссия на эту тему длилась более двадцати лет! Конечно же, нельзя никакие идеи об инклюзии внедрять только административным порядком. Для успешного внедрения инклюзивного образования сначала необходимо сформировать толерантное отношение общества. Это очень медленный процесс. Кроме того, должно быть надлежащее финансирование, чтобы создать необходимую развивающую среду для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование высокотехнологично, как и материалы Марии Монтессори, которые создавались для особых детей, а потом стали хорошими пособиями для всех. Необходимо надлежащим образом подготовить среду и пространство, где особый ребенок будет учиться, провести работу с педагогом (научив его взаимодействовать с ребенком правильно). А также очень важна работа с родителями здоровых детей - им нужно на понятном языке объяснить, что такое инклюзивное образование, ответить на все их вопросы, дать им время адаптироваться к ситуации, попросить их подготовить детей. Образовательная система консервативна, любые изменения требуют времени. Инклюзивное образование – это, прежде всего, овладение педагогами новыми компетенциями, далее - подготовка местного сообщества, родителей, а потом работа с детьми. Мне кажется важным, чтобы внедрение инклюзии проводилось именно в такой последовательности. Необходимо также найти подход и к родителям особых детей – поддержать их, помочь им. Вспоминается случай, когда родители особого ребенка не выводили его на улицу погулять потому, что им было стыдно и страшно. Так сейчас продолжают жить тысячи маленьких детей, только мы их не видим. Вот такая реальная и грустная современная история.
- Может ли психолог быть эффективным модератором образовательного процесса?
- Да, если он не только обладает психологическими знаниями, умеет их применять, но и может также быть хорошим методистом, умеет обучать и сотрудничать с педагогами. Знания, которые мы даем на семинаре, пригодятся и психологу, работающему в детском саду, и психологу, который работает в школе. В методических материалах, представленных на семинаре, есть метод оценивания, который может очень помочь психологу в его работе. Я надеюсь, что те психологи, которые побывают на нашем семинаре, впоследствии будут не только тестированием заниматься, но и смогут активно включиться в сотрудничество с педагогами, родителями и детьми. Все специалисты, которые хотят прийти на семинар, должны быть готовы к тому, что сразу же начнется практическая работа в группах и если они посетят не менее восьми занятий, они гарантированно усвоят материал и будут хорошо владеть информацией. Также участникам придется заниматься самостоятельно – мы приводим множество ссылок на научные исследования, которые предлагаются для изучения. На семинаре я хотела бы встретить людей, которые в будущем себя видят тренерами - они получат очень интересные материалы, я ожидаю, что они станут их распространять. Эта методическая информация и практическая работа поможет психологам повысить уровень профессиональной компетентности, потому что мы даем механизм работы над сегодняшним запросом повышения качества образования и информацию о том, как это можно сделать на практике.
- Педагоги уже обладают определенными навыками, у них есть свой собственный опыт и взгляды. Насколько комфортно им будет на семинаре?
- Педагог не может не любить учиться. Если он перестает это любить, то он должен уйти из профессии. Как правило, специалисты после семинара отмечают, что им было легко, интересно работать, что они уже видят, что именно в своей работе хотят изменить, улучшить. Ведь конечная цель работы педагога в том, чтобы эффективно обучить, помочь детям вырасти. На педагогах лежит огромная ответственность за будущее. Мы творим будущее своими руками. Когда я вижу хамящих, неприятных людей, я понимаю, что претензии могу предъявлять к себе как к преподавателю – когда-то этот человек был ребенком, к которому педагог не сумел найти подход, не сумел его полюбить, помочь ему. И его поведение сейчас – следствие той несправедливости, с которой ребенок столкнулся в семье и школе. Вот был он такой троечник, который ни химию, ни физику не понимал, хоть его убей, и ему ставили плохие оценки, и он привык с детства думать, что он сам и есть эта плохая оценка. Современный педагог должен дать возможность проявить себя и ребенку с невысокими способностями к усвоению формальной образовательной программы. Это непросто, но возможно.
Окружающая среда становится для педагогов пространством обратной связи. Моя семья бережно хранит письмо, которое написал моему дедушке, директору школы, его друг с фронта. Там есть такие слова: «Первое время было очень страшно, матушка-земля так и притягивала к себе. А потом ничего, привык. Идешь в бой, как на урок в пятый класс».
Беседовала Юлия Смирнова
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать