«Поздний период жизни человека:
время тёплой осени или суровой зимы?»
Л.И.Анцыферова
Слушая сказки в детстве, мы, как правило, идентифицируем себя с их главными героями - прекрасными падчерицами, добрыми молодцами, заколдованными принцами и принцессами. И это учит нас совершать смелые поступки, сражаться с врагами, преодолевать трудности.
Позже, читая своим детям сказки, отчётливее видим образы родителей главных героев. Вот те поехали на ярмарку, а детей оставили одних. Соотносим себя с ними: они оставляли детей одних иногда, значит, и нам можно. Лечила своё одиночество и душевное страдание вышиванием Марья-искусница, как многим ручное ремесло помогло совладать с собой в трудный период, с помощью работы мелкой моторикой «удержать себя в руках». Привёз отец Настеньке мечту её – аленький цветочек, и мы стараемся добыть то, о чём твой ребёнок мечтает. А вдруг именно через это он своё счастье найдёт?
Фигуры стариков в сказках предстают перед нами гораздо позже, когда мы читаем сказки своим внукам. Они как бы впервые предстают перед нашим взором отчётливо, как будто туман рассеялся. Оказывается, они всегда были в сказках, жили своей жизнью, а мы их не замечали. За подвигами главных звёздных героев они были не видны. Начинаем присматриваться к ним внимательнее. И тут сказка открывает перед нами, добрыми-уже-не-мОлодцами, очередной свой пласт, раскрывает новые смыслы и грани, параллельный контекст, в котором - кладезь народной мудрости, опыт векового домостроя.
Так какие же мы видим образы старости в наиболее известных, популярных сказках?
Позитивное старение
«Госпожа Метелица»:
«Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет» - у неё обо всём белом свете забота.
«Серебряное копытце»:
«Я, говорит, вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю да все увидеть не могу».
«Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать…»
Негативное старение
«Сказка о рыбаке и рыбке»:
«Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу» - унылые однообразные занятия, не требующие общения, социального взаимодействия.
«Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась: Опять к рыбке старика посылает».
«Сказка о золотом петушке»:
«…под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить», «С колесницы пал Дадон — Охнул раз, — и умер он».
«Конёк-Горбунок»:
«Царь велел себя раздеть, Два раза перекрестился, Бух в котел - и там сварился!»
Иногда отрицательных, нелицеприятных стариков описывают в образах старых ведьм, злых сил, оборотней: «На дороге встретилась ему старая ведьма - безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди» («Огниво»), антигерои многих известных сказок - известный похититель молодых невест Кощей Бессмертный, Баба-Яга, вероломный Морско́й царь (сначала создает богатство земным молодцам, а потом требует их к себе в подводное царство).
Одиночество в старости
Его описывают обычно в самом начале какой-либо сказки. А дальше, по ходу развития сюжета, происходит что-то в жизни одиноких стариков, что приводит к традиционному счастливому концу. Чаще всего, это появление в их жизни нового существа – Снегурочки, Данилы-мастера, девочки Дарёнки, Буратино…
И, как выход из старческого одиночества, показаны такие прекрасные способы, как наставничество, опекунство над сиротами, убогими, слабыми, непохожими на других…
Опекунство, наставничество
«Каменный цветок»:
«Прокопьич одиночкой жил. Жена-то у него давно умерла. Старушка Митрофановна из соседей снаходу у него хозяйство вела. Утрами ходила постряпать, сварить чего, в избе прибрать, а вечером Прокопьич сам управлял, что ему надо. … У Прокопьича своих ребят не было, этот Данилушко и припал ему к сердцу. Стоит мастер, любуется, а Данилушко знай посвистывает, спит себе спокойненько. У Прокопьича забота - как бы этого парнишку хорошенько на ноги поставить, чтоб не такой тощий да нездоровый был. … К Данилушке-то он крепко прилип. Прямо сказать, за сына держал. Ну, и не жалел для него, а к делу своему не подпускал до времени». «Сыночек, - говорит, - милый, Данилушко... Что еще знаю, все тебе открою... Не потаю...»
«Серебряное копытце»:
«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, - не знают ли кого, а соседи и говорят: - Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее».
«Снегурочка»:
«И как это, живешь-живешь на свете, А все себе цены не знаешь, право.
Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем! Дорогу нам, народ! Посторонитесь».
«На радость взяли дочку, Все ждем-пождем, что счастье поплывет».
Встречаются и такие примеры изменений в старости, когда старики в сказках как бы вливаются в молодой коллектив, начинают жить вместе с ними их интересами, проблемами.
«Золотой ключик»:
«Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась. … — Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так... Только ты живи на здоровье». И в конце сказки: «Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло. … Папа Карло в новой бархатной куртке вертел шарманку и весело подмигивал почтеннейшей публике».
«Старик Хоттабыч»: барские, рабовладельческие взгляды джин-профессионал вследствие тесного общения со своим новым повелителем Волькой и его друзьями меняет и становится простодушным, любознательным современным стариком.
Хэппи-энд в сказках обычно выражается словами: «И жили они долго и счастливо». А поскольку главный сюжет, как правило, соотносится с главными героями - принцами, добрыми молодцами, прекрасными девушками, эти слова, конечно, к ним и относятся. А судьбы стариков либо присоединяются к судьбам главных героев, сливаясь и идентифицируясь с ними, либо с позором погибают (отрицательные персонажи), либо тихонько исчезают из нашего поля зрения за яркими событиями главных героев, снова пропадая в дымке небытия…
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать