18+
Выходит с 1995 года
21 декабря 2024
Психологический анализ изобразительного текста для детей

Предлагаем вашему вниманию интервью с Марией Владимировной Осориной. Мария Владимировна — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Института практической психологии «Иматон», автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», психолог-консультант, тренер.

— Мария Владимировна, на саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом», вы планируете провести мастер-класс «Психологический анализ изобразительного текста для детей на примере книжной иллюстрации». Расскажите, почему вы выбрали именно эту тему?

— Я считаю эту тему очень важной и интересной. Уже несколько лет на факультете психологии СПбГУ я веду занятия, на которых студенты учатся анализировать книжные иллюстрации с психологической точки зрения, а в Институте практической психологии «Иматон» провожу в рамках программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» семинары, посвященные психологическому анализу рисунков детей и взрослых, авторскую программу «Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого». Умение не просто наблюдать, но анализировать и понимать рисунки бесценно, ведь рисунок – это запечатленное движение мысли человека и психологам чрезвычайно важно научиться разгадывать его смысл, «читать» послание, как осознанно, так и неосознанно оставленное автором. Рисунок хранит это послание многие годы. Даже через столетия после смерти автора мы можем, посмотрев на рисунок, многое узнать о нем.  И это имеет огромную ценность.

— Получается, что рисунок — более наглядное свидетельство психических процессов, чем, зачастую, поведение?

— И поведение, и рисунок наглядны в том смысле, что могут являться предметом наблюдения и анализа. Рисунок — это графически запечатленное поведение. Живое поведение разворачивается во времени и изменяется, а рисунок всегда все тот же на листе бумаги, к нему можно многократно возвращаться. Это очень удобно для психологического анализа. Живое поведение более ситуативно, а рисунок — результат работы мысли, чувства и руки автора. При этом рисунок отражает и то, что автор сознательно в него вкладывал, и ту информацию о нем, которую он не осознает и даже более того — не хотел бы показывать. Проективная функция рисунка заключается в том, что как только ты оставляешь следы на бумаге, ты, хочешь - не хочешь, многое рассказываешь о себе.

Дети до 5 лет обычно рисуют для себя, спонтанно, изливая душу на лист бумаги, их рисунки очень искренние и представляют собой просто замечательный материал для анализа. По рисункам можно многое узнать об интеллекте ребенка, его представлениях о мире и переживаниях. Когда дети начинают ходить в детский сад, кружки и школу, мир взрослых активно вмешивается в спонтанный процесс творчества и начинает его направлять. Это происходит, на мой взгляд, не всегда удачно, поскольку взрослые, зачастую, не знают закономерностей использования детьми изобразительного языка и его роли в душевном развитии ребенка.  Необходимо осознавать, что детский изобразительный язык заметно отличается от взрослого. Он всегда соответствует эпохе психической жизни, которую проживает ребенок. Навязывание взрослых способов рисования часто блокирует у детей возможность выражать свои мысли и чувства в изобразительной форме.

— Все взрослые когда-то были детьми. Почему же они забывают свой детский опыт и мир детей становится для них «секретным»?

— Великий швейцарский психолог Пиаже одним из первых заговорил о специфичности ума ребенка, о том, что существуют качественные отличия ума ребенка от ума взрослого, обратив внимание, что стадиальность развития интеллекта очень сильно определяет способы сбора и переработки информации. Когда человек переходит на новую ступень в интеллектуальном развитии, происходит существенная перестройка его восприятия, понимания и отображения мира. А все, что было «до», человеком вытесняется. Поэтому взрослые забывают, какими они были в детстве, точно так же и дети часто не ценят тот опыт, который уже приобрели, и стремятся к новому. Так, например, ребенок лет семи, увидев свои рисунки, которые он создавал несколько лет назад, может просить родителей выкинуть их. Хотя для того возраста, в котором он тогда находился, рисунки были замечательными: они обладали большой выразительностью, эмоциональностью. В каждом возрасте есть задачи, которые человек решает, каждый возраст надо ценить и ни в коем случае нельзя сказать, что какой-то из возрастов лучше или хуже. Любая часть жизненного пути человека всегда полноценна. Но смена принципов миропонимания приводит к тому, что дети рисунки сверстников всегда понимают лучше, чем взрослые, которые часто смотрят на рисунки детей любого возраста, можно сказать, как баран на новые ворота. Для того чтобы понимать рисунки ребенка, нужно понимать изобразительный язык, присущий тому возрасту, в котором он находится. Это очень важно. Интересно заметить, что основные принципы функционирования изобразительного языка складываются до 5 лет. Реалистическое рисование, которое обычно ценят взрослые — это уже надстройка над созданным за ранний период развития фундаментом. Как психолог, могу сказать: тот человек, который умеет понимать рисунки детей до пяти лет, смело может подходить к любой картине, ведь он уже знаком с азами чтения изобразительных текстов.

Сами дети начинают учиться чтению рисунков раньше, чем у них появляется склонность к изобразительному рисованию. Обычно в это время (в полтора-два года) они находятся на стали каракульного рисования. В наше время родителям очень трудно найти книжку для ребенка любого возраста, в которой были бы качественные иллюстрации, где реалистично и адекватно возрасту ребенка изображались бы персонажи. Особенно трудно найти книги для самых маленьких детей.

— Почему сейчас мало хорошо иллюстрированных книг для детей?

— Много причин: коммерциализация издательского дела, отсутствие у большинства издателей понимания того, как именно нужно оценивать работу художников, рисующих иллюстрации. А ведь им есть у кого поучиться: в советское время в этой сфере работали классики и профессионалы своего дела: Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Владимир Конашевич, Владимир Сутеев и другие. В России интерес к детской книжной иллюстрации возник в начале 20 века, многое сделал для этого Александр Николаевич Бенуа, а расцвет пришелся на 20-30 годы, ведь при советской власти из-за цензуры очень многие художники могли творить только в мире детской иллюстрации. Советская детская книжная иллюстрация считалась одной из лучших в мире. Сейчас, увы, издатели стремятся сэкономить на художниках. Это привело к появлению чудовищных книг. Многие современные художники разучились рисовать собак, лошадей, попросту забыли, как выглядят эти животные и стали срисовывать их с книг предшественников, причем не всегда точно. Это и смешно, и печально.

Прежние художники — классики советской детской иллюстрации, хорошо знали, что маленьким детям 2-4 лет очень мешает зашумленный фон, на котором нарисован объект. И если ты хочешь, чтобы ребенок правильно опознал героев, желательно нарисовать их на белом фоне. У животного должны быть хорошо прорисованы существенные детали: глаза, ножки, хвостик, ушки и так далее. Иллюстраторы детских книг должны обязательно учитывать особенности того, как дети разных возрастов читают рисунок, пытаясь его понять.

— А если ребенку повезет найти книгу с хорошими иллюстрациями, чему его научит такая книга?

— Опыт показывает, что обучение чтению картинок заметно развивает и улучшает интеллектуальный потенциал человека. Умение  быстро и точно считывать информацию с картинок помогает успешно делать то же самое и в жизненных ситуациях. Во-первых, в реальной жизни много информации нам подается через рисованные тексты, во-вторых, видимый мир можно воспринимать тоже как своего рода картинку и навыки чтения картинок помогают формированию навыков зрительного восприятия. Чем старше становится ребенок, тем более трудные и интересные задачи в плане понимания картинок можно перед ним ставить. Ребенок может научиться понимать, что такое изобразительная метафора, что такое символическое изображение, аллегорическая живопись, определять, рассматривая картины, зачем художник нарисовал именно это, какую задачу он решал для себя. Проблема в том, что для этого ребенку нужен хорошо подготовленный взрослый собеседник, который может служить проводником в мир рисованных текстов, поскольку сам умеет их читать и может объяснить, как это делается. По большому счету, с ребенком надо подробно разговаривать о картинках, аккуратно и внимательно их рассматривая. Это дает возможность правильно и осознанно реконструировать заложенный туда смысл. Обычные родительские вопросы — «Кто это? Какой он? Что он делает?" — не исчерпывают того многослойного содержания, которое присутствует в более серьезных изобразительных текстах, адресованных уже не маленьким, а более старшим детям. Это книжная иллюстрация, плакат, репродукция картины в книге или живая картина в музее.

В Институте практической психологии «Иматон» я веду три цикла занятий «Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого», которые помогают научиться навыкам чтения разных изобразительных текстов: детских рисунков, книжных иллюстраций и картин художников. На этих занятиях предлагается шестишаговая программа, помогающая постепенно погружаться в нарисованный мир, послойно собирая  информацию о нем. Планируется публикация книги для родителей о том, как научиться вместе с ребенком читать картинки в детских книжках для пользы и взаимного удовольствия.

— Сейчас дети не только читают книги, но и смотрят мультики, фильмы, играют в компьютерные игры. Как это влияет на их умение воспринимать реальный мир?

— Технологический прогресс не всегда является преимуществом для человека. Современные люди, привыкшие смотреть телевизор, где им показывают мир, уже увиденный глазами оператора, плохо умеют смотреть на мир самостоятельно. Сейчас мало развивают у детей культуру непосредственного наблюдения, самостоятельного рассматривания и вживания.

Специалисты, работающие с малышами, говорят, что лицезрение фильмов, где нарушаются законы физического мира, провоцирующее действуют на маленьких детей. Тот, кто насмотрелся таких фильмов, начинает часто искаженно воспринимать окружающую действительность, наблюдение за виртуальными картинками подменяет его собственный опыт взаимодействия с реальным миром.  И дети пробуют подражать киногероям: прыгая, перелетать с крыши на крышу, не разбиваться при падении, мгновенно вставать после сокрушительных ударов. К сожалению, попытки буквально повторять увиденное в кино случаются нередко и приводят к печальным результатам. И родителям, и педагогам надо знать об этой особенности детского мышления, обсуждая с детьми фильмы и мультфильмы.

— В своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» вы пишете о дворовой культуре, но современные дети очень много времени проводят дома или со взрослыми…

— Да, к сожалению это так.  Уличное взаимодействие с себе подобными развивало  у детей разнообразный комплекс коммуникативных навыков, особенно навыков взаимодействия. Эти навыки труднее всего создаются и рушатся первыми. Например, современные дети не только не прыгают через скакалку, но и не могут научиться это делать, когда им показывают. Они не в состоянии вдвоем крутить веревку, попадать в такт — внимание отвлекается. Навыки тонкой настройки на партнера не сформированы, эмпатический контакт нарушен.

— К чему это может, если говорить об обществе в целом, привести в будущем?

— К нарастанию у людей чувства одиночества, оторванности от жизни, к ощущению неприкаянности, тоски, невостребованности. Можно сказать: после второй мировой войны потихоньку обозначилась тенденция к изоляции людей друг от друга и сейчас эта тенденция проявляется более явно. На занятиях я показываю студентам знаменитый музыкальный фильм под названием «Бал», снятый режиссером  Этторе Скола.  В  фильме история Франции показана в невербальной форме: действие происходит в одном и том же парижском танцевальном зале на протяжении почти 50 лет. События французской истории с 30-х до 80-х годов, смена мод и привычек показаны исключительно языком музыки, танца, пластики и мимики. Ни одной реплики в фильме нет, но там очень хорошо видно, как год от года усиливается дистанцированность людей друг от друга. Если посмотреть фильмы 20-30 годов, полистать старые фотоальбомы (не только наши, но и западные), можно увидеть: в то время между людьми, которые, например, сидели на одной и той же скамейке в парке, было очень маленькое расстояние. На старых парижских снимках 20 годов заметно, как чужие люди, сидящие рядом, даже соприкасались боками, могли перегибаться через скамейку и читать чужую газету, довольно тесно взаимодействуя друг с другом. Сейчас наоборот — стараются отодвинуться друг от друга как можно дальше. Это тоже проявление некоей общей тенденции людей к изоляции.

— Нужно ли создавать какие-то особые обучающие программы для психологов, которые будут учитывать эти особенности?

— Сейчас к нам в университет пришли учиться дети, которые родились в 90-е годы. С этими детьми мало разговаривали в детстве: их матери в годы перестройки чаще всего находились на работе. Поэтому ребятам не хватало взрослого собеседника, который помог бы присоединиться к окружающему миру и показал бы, как можно его наблюдать и понимать. Ведь именно мать обычно является первым посредником между ребенком и окружающими вещами, событиями, которые привлекают его внимание. Она помогает не бояться и сосредоточиться на том, что интересует ребенка, описывая ему то, что они вместе видят. Словесное описание живого, непосредственного опыта восприятия помогает его осознать, формирует навыки наблюдения и интерпретации воспринятого, повышает общий уровень осознанности.

В университете для студентов-психологов я веду два курса: «Психологический анализ ситуаций» (4-5 курс) и «Процессы понимания текстов» (3 курс, этот – вместе с моей ученицей и коллегой О.В. Щербаковой), где пытаюсь стать для них кем-то вроде сталкера – проводника, помогающего присоединиться, познакомиться и освоить чужие миры, представленные в виде наблюдаемых событий или текстов. Наши задачи похожи на задачи детей, познающих окружающий мир, но только мы делаем это на более высоких уровнях сложности, попутно компенсируя то, что было недополучено в детском возрасте.

На саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» на примере совместной групповой работы с изобразительным текстом я попытаюсь показать, как можно научиться читать такой текст «психологическими глазами», постепенно проникая в его смысл. На этой модели мы познакомимся с разными приемами дешифровки картинки, которые имеют достаточно универсальный характер и могут быть приложены к другому материалу. Такая работа равно поможет и развитию навыков восприятия, которые в дальнейшем можно будет использовать в разных сферах жизни.

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»