Одно из прекраснейших свойств нашей жизни – то, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом себе.
Сэр Чарльз Дадли Уорнер.
Мы живем «во сне», как говорил Гурджиев, и все мы знаем, что работать во сне невозможно в принципе. Неумение правильно выстраивать отношения со временем, приводит к тому, что мы живем рывками, короткими «перебежками» от цейтнота к стрессу и обратно. Такой ритм не дает сосредоточить внимание на чем-то одном, важном, нужном, и как следствие, искажает видение мира, как единого целого. В этом случае мы видим его кусочками, фрагментами, мало связанными между собой. Во «сне» мы можем использовать только стереотипные действия, которым мы научились у кого угодно: родовой сценарий, культура, нравы, СМИ, установки социума. Картина мира рассыпана на кое-как состыкованные пазлы и у нас совсем нет времени всерьез подумать о будущем, о том, что будет через год.
Действительно, какой смысл о нем думать, если счет идет на часы и минуты? Как итог - быстрые мысли. Быстрые люди. Быстрые решения. Быстрая езда. Быстрая еда. Быстро меняющаяся картинка по TV. Не роман - газета, сюжет - в картинках… Все бежит — течет — тянется — иногда «зажигает» — все. Вспомнить не о чем. В четверг не помнишь о том, что делал во вторник. Думать о смысле происходящего – нет времени. Истощение нервной системы. Жизнь - мимо. Не понимая роли времени в жизни, мы её обесцениваем, откладываем на «потом», чтобы иногда грустить словами поэта: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» А кто именно внутри нас так живёт? Какая ваша субличность, если рассматривать себя с точки зрения самоидентификации? Трудно найти свое место в ситуациях, которые её размывают, делают ее границы нечёткими, неясными, размазанными во времени. Вот мы и не можем ответить на вопрос детской считалочки: «Кто ты будешь такой?». Осознавание своей роли: «Кто Я сейчас?», помогает грамотно выбрать оптимальную модель поведения. Вот притча о том, как можно говорить так, чтобы тебя услышали:
Как-то, собрались ученики, попили винишка и давай Учителя обсуждать.
- Пришел я как-то к нему., - говорит бравый самурай, - Беседа была...Четко так говорит Учитель, ясно, по-военному, понятно сразу и все. Прямо, руководство к действию...
- Ты что? Ты ничего и не понял? - возражает другой ученик, купец, - Хитер старик, притчи свои подставляет с нужной стороны, как товар. Да у такого купца я бы и втридорога купил...
- Нет, ничего то вы не поняли, - говорит самый старый из них, - Учитель мудр, как старик, и уж мне-то слышна в его словах мудрость стариковская, глубокая, как поучение внукам!
А последний ученик говорит:
- Да был я у него. Говорил с ним... Глупости он говорит. И говорит он их как дурак. И притчи у него про дураков и для дураков. И ведет себя как дурак! – вышел вон и дверью хлопнул от души.
Вот так видится Личность и ее роли, в том числе социальные, в глазах людей.
Для различения и обозначения роли человека в социуме и было когда-то человечеством создана система так называемых обрядов перехода. Сам термин связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа, который, хоть и был кабинетным ученым, но смотрел глубоко. За сто лет со дня выхода его труда, его идеи по достоинству так и не оценены!
Что же такое обряд перехода? Это переход через некую границу, портал, которая отделяет одно внутреннее состояние человека от другого. Одну роль от другой. Мы их проходим ежедневно и ежечасно, осознаваемо, чаще – нет. Иногда четко и ритуально, иногда спонтанно, когда переходим от одного статуса к другому. Обряды существовали всегда и социум всегда придавал им огромное значение. Их исчезновение – одна из характерных черт современности. Причина – крайняя индивидуализация сознания, которое желает жить в Макрокосме, который тотально десакрализован. До какого-то времени это удается. Потом уже – нет. Итог – неосознаваемые кризисы «среднего возраста» и назревший глобальный кризис.
Наша жизнь ими переполнена, впрочем, как и испытаниями, потерями и обретениями самих себя. Для облегчения фиксации фаз были созданы и оформлены в ритуалы разнообразнейшие формы обрядов перехода. Их цель – четко зафиксировать изменение устаревшего, уже мешающего статуса на иной, который влек за собой новые возможности и новый уровень ответственности. Человек приобретал иную суть, фиксировано становился другим.
Выделено три типа обряда. Обряд, знаменующий переход из одной возрастной группы в другую. Обряд, связанный с изменениями статуса в социуме (армия, клуб, орденоносцы, лауреаты). Обряд-подтверждение мистического призвания (постриг, крещение, посвящение). Обряды перехода были обязательными для всех, потому как помогали каждому осознать свое место в новом мире и помогали социуму удерживать гомеостаз. Обряды помогали выстроить отношения его членов с высшим Началом, почитаемым в данной культуре. Обряды перехода играют значительную роль в жизни религиозного человека. В светском обществе, хотя ритуалы живы, но они весьма обмирщены.
Кстати, даже болезнь играет роль обряда, поскольку страдания фиксируют внимание на изменении статуса. В тяжелых случаях можно рассматривать болезнь, как прохождение духовного кризиса семьей или отдельным человеком.
Что мы видим в повседневности? Обряды проходят мимо. Проходят незамеченными сознанием, то есть мимо нас, и, как парадокс, именно в силу этой причины, считается, что современный социум почти не зависим от ритуалов, и поэтому нет нужды уделять им повышенное внимание. Но вот потребность в них, на уровне коллективного бессознательного осталась, поэтому профессионалы и вынуждены создавать их буквально «на коленке», для того, чтобы человек имел возможность более четко определять и разграничивать свое место и свой статус в мире. Тогда мир из отдельных пазлов собирается в нечто единое.
Без понимания сути обряда, обществом создаются «новоделы», отреставрированные ритуалы, смотрящиеся карикатурно. Ритуалы субкультур являются наглядной иллюстрацией острой потребности в ритуале, в истинном обряде перехода. Ценность настоящих обрядов трудно переоценить, особенно в условиях нестабильности, в переходный период, которым в нашей жизни является каждый день. Их суть заключается в существовании неких фиксаторных механизмов, которые помогают психике осознать и зафиксирует изменение существующего положения. В обществе есть множество групп и подгрупп, выделенных по разнообразным критериям: пол, возраст, профессия и т. д. Чем выше уровень цивилизации, тем в нем больше субкультур, малых сообществ, групп. Каков бы ни был тип общества, вся жизнь в нем происходит благодаря переходам из одной группы в другую, от одного статуса к другому. Любой социум требует регламентации, поэтому всякое изменение в его жизни требует фиксации, чтобы сообщество не понесло ущерба. Основные этапы, которые человек проходит в обязательном порядке (рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство/материнство, изменение в социальном положении, профессии, смерть). Но социум сейчас гораздо более сложен, чем даже пятьдесят лет назад и настоятельно требуются новые обряды, которые помогали бы членам социума обеспечить переход из одного состояния в другое, четко определенное. Мы, стремясь найти свое место под солнцем, создаем, как умеем обряды, помогающие нам понять «Где мы?» и «Кто мы?» в каждый отдельный промежуток времени.
Наша жизнь течет не так, как описано в учебнике алгебры за пятый класс, когда мы вышли из пункта А и идем в пункт В. Чтобы достичь пункта В, мы проходим этапы в развитии. Переходные периоды между этапами связаны с кризисами перехода, обрядами, ритуалами. Во время каждого перехода в психике что-то умирает и появляется что-то новое. Хотя в момент перехода, человек бредет между двух миров: один уж мертв, другой еще бессилен, чтобы как-то проявиться и оформиться. Основная задача в этот период - переоценка и переосмысление жизни. Наша задача - помочь пройти этот период, приобретя некий ресурс на физическом, духовном и интеллектуальном уровне. Напоминаю, о том, что человек – существо социальное, играющее массу ролей и спутать их очень просто. При перепутывании ролей он не знает как правильно себя вести, реагировать, получать пользу и прибыль.
С этим связано и наше неумение/невозможность отвлечься от работы на отдых, найти время, когда можно восстановиться и выстроить перспективу развития себя, бизнеса, отношений. На такие мелочи мы не приучены обращать внимание, а организм пытается восстановиться, как умеет и как получается. Но если суета захлестнула с головой, то ситуация требует усилий по коррекции.
Умение переключаться с работы на отдых и обратно – очень важный навык, помогающий расходовать нашу физическую и психическую энергию рационально и эффективно. Выйдя за порог работы, вы должны уметь «отключаться» от работы, а переступая порог дома, забывать, что на свете есть что-то, кроме семьи. Для этого нам еще предстоит создавать обряды, ритуалы.
Не хотите стать героиней «Сказки о потерянном времени»? Управляйте временем! Особенно свободным. В сказке «терять время» можно было даже тогда, когда неправильно его проводишь, под видом отдыха. Релаксация – основа продуктивности. На этом делают деньги всевозможные торговцы «расслаблятелями» - экстрим, алкоголь, наркотики «легкие» и «тяжелые», разврат, азартные игры. Не хочешь сам, подсунут суррогат расслабления за деньги. Выживание – дело добровольное и чтобы сохранить работоспособность и привлекательность, учитесь отдыхать. Делу - время. Потехе - час.
Кроме того, оформленный обряд перехода облегчает выполнение профессиональных задач психологов и психотерапевтов. Что, по вашему, составляет суть «заключения контракта» с клиентом, проведение процедуры ввода в тренинг и выхода из него, обозначение времени проведения психоаналитического сеанса или сеанса гипноза? Верно, это и есть обозначенный специалистом обряд перехода «обычного человека», пришедшего с неясным запросом, в разряд клиента, участника тренинга, пациента, человека нуждающегося в профессиональной помощи. При размытых границах (или без их четкого обозначения) – практический результат малоудовлетворителен.
По сути, то, чем занимается практически любое направление психологии и психотерапии - не что иное, как обряд перехода, так как при его помощи можно проще и успешнее помочь клиенту завершить гештальт, в самом общем значении этого термина.
«Хочу жить! Жить хочу! Дайте мне время, - кричит человек, потому как оказалось, в дефиците явилось время. Человеческая жизнь есть развитие идей во времени, нужно помогать осознавать это и грамотно выстраивать. «Опоздавших к лету» – масса. Осознавших, что время – их главное богатство, становится всё больше. Фраза «Я хочу жить» означает «Дайте мне время».
Обряд перехода помогает найти ресурс времени, и тогда можно уже самого человека уподобить скульптору, оформляющего свое будущее. «Поступайте осторожно…, дорожа временем, потому что дни лукавы» - учит Новый Завет.
Истраченные деньги, утраченное благополучие, пошатнувшееся здоровье можно вернуть, но потерянное время не вернешь никогда. Жизнь коротка и повторять не то, что чужие, даже свои ошибки – непозволительная роскошь!
Ксения Беспалова - мастер школы «Себе и людям», писательница, исследователь в области малых и сверхмалых полей и взаимодействий. Член Балтийской педагогической академии. Член Ассоциации Трансперсональной психологии.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать