18+
Выходит с 1995 года
23 ноября 2024
Основы помогающего общения в условиях кризиса

«Чем больше ты думаешь о себе как о «терапевте», тем больше ты заставляешь другого быть пациентом».
Рам Дасс и Пол Горман.

В связи с ухудшением материального положения, а также эмоционального состояния, все большее количество людей нуждается в оказании психологической помощи. Все больше и больше людей находятся в состоянии стресса, оказываются на грани бедности или  испытывают психологический дискомфорт. Как показали результаты нашего исследования (в проведенном нами анкетировании приняло участие более 1000 жителей Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Самары, Иваново и др. городов России), кризис оказался ощутимым  для жителей и крупных, и малых городов (Монина Г.Б.. Раннала Н.В., 2009).    Некоторые приходят со своими заботами  к профессиональным психологам и психотерапевтам, а кто-то обращается за помощью к близким людям:  к друзьям, коллегам.  Люди ждут, что их выслушают и услышат, что им помогут советом и доброжелательным отношением.

В восьмидесятые годы в англоязычных странах заговорили о том, что техники психологического консультирования должны стать достоянием не только профессионалов в этой области, но и представителей других профессий. Новая эра началась в середине семидесятых, после выхода в свет книги американского психолога Г. Игэна «Skilled Helper», которая была адресована всем тем, кто по роду своей деятельности хочет, может или должен помогать другим людям. Споры разгорались жаркие, и дело доходило до того, что выдвигались лозунги типа: «Каждый учитель – психотерапевт!»  Конечно, сейчас ни у кого не возникает сомнения, что каждый должен делать свое дело. Но вместе с тем, те, кто по роду своей работы общается с людьми – руководители, врачи, педагоги, журналисты -  должны делать это грамотно, должны быть знакомы  с существующими техниками, чтобы сохранить свое здоровье и не навредить собеседнику. И особенно остро встает вопрос о необходимости обучения специалистов помогающих профессий методам и техникам консультирования именно сейчас, когда экономический кризис уверенно идет по планете, появляясь и проявляясь не только в странах с отсталой экономикой, но и в тех государствах, которые  совсем недавно считались процветающими.

Представители разных профессий, - продавцы, менеджеры, врачи, педагоги, руководители – по роду своей деятельности общаются с людьми, и это общение имеет свою специфику: носит характер ПОМОГАЮЩЕГО общения. И для того, чтобы оно оказалось эффективным, далеко не всегда достаточно одного лишь желания помогать людям. В ряде случаев необходимо знать об основных закономерностях консультирования, отдельных техниках ведения разговора.   

С другой стороны, те, от кого ожидается помощь, не всегда готовы к тому, что на них обрушится поток проблем, которые необходимо решить тут же. Груз ответственности за принятие решения, страх сделать неправильный выбор, дискомфорт от недостатка знаний и умений оказывать подобную помощь, - все это беспокоит вынужденных «терапевтов».

В чем же должна заключаться психологическая помощь?
Кто ее может оказывать?
Как построить беседу, чтобы она стала «помогающей»?
Как сохранить собственное здоровье, не «заразиться» негативными эмоциями?

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Почему и для чего мы оказываем помощь другому?»

Существуют различные мотивы оказания такой помощи:
1. выполнение функциональных обязанностей, предполагающих общение с людьми и оказание им помощи. Так, руководитель или врач по долгу своей службы должны выслушивать людей, нуждающихся в помощи.
2. искреннее желание помогать слабым, больным, бедным.
3. желание утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.
4. жажда власти и др.

По мнению П. Ховкинса, роль помогающего общения «нагружена» определенными ожиданиями (2002).  Часто  мы жаждем получить от людей похвалу, признание и совсем  не хотим обвинений в неудаче. «Услышав от клиента после хорошей совместной работы слова благодарности, мы говорим: «Это не я…это вы сделали», а сами думаем «и Я». Мы – лишь МЕХАНИЗМ ПОМОЩИ. Мы не должны жить за счет клиента и зависеть в своей самооценке от его успехов. Не должны «лечить» клиентов. Наша задача  – ПОДДЕРЖИВАТЬ СТРУКТУРУ И ДЕРЖАТЬ ОТКРЫТЫМ ПРОСТРАНСТВО, где клиенты могли бы учиться и развиваться. Мы просто СЛУЖИТЕЛИ ПРОЦЕССА».

 Все виды психологической помощи в зависимости от  степени включенности навыков и техник психологического консультирования можно разделить на непрофессиональные (житейские), полупрофессиональные и профессиональные (Лютова-Робертс, Е.К., 2009).


           
Виды оказания психологической помощи:

К непрофессиональным (житейским) видам помощи можно отнести: дружескую беседу, дискуссию, эмоциональную поддержку и др. Это те виды помощи, которые оказывают люди, не имеющие специального психологического образования. Такая помощь не всегда бывает достаточно эффективной, но надо отметить, что в некоторых случаях она  оказывает положительное действие, хотя бы потому, что она бывает своевременной.

К профессиональным видам помощи относятся:
• Консультации психолога. Они могут проходить с применением или без применения техник психологического консультирования.
• Психологическое консультирование как таковое (counselling). Его проводит консультант.
• Психотерапия.

К полупрофессиональным видам помощи можно отнести помогающую беседу, беседу с использованием техник психологического консультирования и использование отдельных техник психологического консультирования (не включенных в структуру беседы). Такую помощь мы называем полупрофессиональной, потому что она приходит со стороны человека, не являющимся профессиональным консультантом, но с другой стороны она включает профессиональные навыки и техники. Эту помощь могут оказывать представители различных специальностей в рамках своих профессиональных обязанностей. Исследования показали, что полупрофессиональная помощь бывает так же эффективна, как и профессиональная, а иногда даже и более эффективна (Hattie J.A, Sharpley, C.E. and Rogers, H.J.,1984), поскольку эта помощь может носить неотложный характер и осуществляться в контексте  решения других важных проблем. 

 К. Роджерс отмечал, что каждый человек сам способен решать свои проблемы, поэтому задача того, к кому он обратился за помощью – проявить к нему уважение, как к личности. Личность, по его мнению, важнее решения проблемы (Rogers, C. ,1961)  .

В советский период существовало так называемое «золотое правило общения», которое  призывало каждого из нас «поступать с другими так, как нам бы хотелось, чтобы поступали с нами».
 
В настоящее время все больший интерес вызывает проблема чувств и разума. Меняющиеся ценности, необходимость признания индивидуальности каждого человека трансформировали золотое правило в так называемое «платиновое правило общения». В соответствии с ним, для повышения эффективности общения, для создания условий реализации личностного потенциала каждым человеком, желательно «поступать с другими так, как они ожидают, чтобы с ними поступали». Необходимые условия для соблюдения данного правила – безоценочное принятие человека таким, каков он есть,  умение понимать партнера по общению, его потребности, мотивы, эмоциональное состояние и умение быть открытым по отношению к нему, оставаться самим собой.  

Помогающее общение может быть эффективным в различных сферах деятельности: менеджменте, педагогике, медицинской практике, работе кризисных служб и т.д. Каждая сфера деятельности предъявляет свои требования к использованию техник психологического консультирования. Отдельные техники  консультирования могут быть применены в общении с членами своей семьи, но не постоянно на протяжении всего времени, а лишь в те моменты, когда кто-либо обращается к нам за помощью. Мы не можем взять на себя ответственность постоянно играть роль «психотерапевта» в семье. Это потребует больших затрат энергии, контроля над собой и т.д. Но в определенных ситуациях, если требуется оказание неотложной помощи, когда кто-то из членов семьи нуждается в поддержке, понимании, мы можем прийти на помощь, используя базовые техники психологического консультирования, такие как активное слушание, «здесь и сейчас», самораскрытие и др.

Митрополит Антоний Храповицкий указывает, что помогающее общение предполагает построение качественно новых отношений между помогающим и принимающим помощь. Вместе с Богом верить в человека (начиная с себя самого) – важный момент помогающего общения.

Нужно предварительно раскрыть в себе способность совершенно открыто и искренно входить в общение с ближними, быть тем человеком, который поможет личностному росту и развитию другого. Не стоит претендовать на роль всезнающего человека. Необходимо стремиться к постоянному получению «обратной связи», стараться прежде всего выполнять самому то, чему учишь другого.

Литература:

Лютова-Робертс Е.К.  Техники психологического консультирования для тех, кто работает с людьми. СПб, Речь (готовится к публикации).
Монина Г.Б., Раннала Н.В  Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб, Речь, 2009.
Hattie J.A, Sharpley, C.E. and Rogers, H.J. (1984) Comparative Effectiveness of  Professional and Paraprofessionals Helpers. Psychological Bulletin, 95: 534 – 41.
Rogers, C. (1961) On becoming a Person. London: Constable.

Елена Константиновна Лютова-Робертс и Галина Борисовна Монина - известные российские психологи, авторы книг «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)», «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Проблемы маленького ребенка», «Шпаргалка для взрослых», «Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь», ведущие семинара  «Основы помогающего общения в профессиях сферы «человек-человек». Особенности построения помогающих отношений в условиях кризиса». Используется Counselling skills  в рамках личностно–ориентированного подхода - английская модель обучения людей разных профессий основам построения помогающих отношений с собеседником.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»