По просьбам читателей мы публикуем доклад Игоря Борисовича Канифольского, который был сделан на III-м ежегодном Санкт-Петербургском Саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» 5 июня 2009 года и вызвал большой интерес у аудитории.
Игорь Борисович КАНИФОЛЬСКИЙ - врач-психотерапевт, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), специалист в области гипноза (Бехтеревская школа), телесно-ориентированной терапии, NLP-практик, преподаватель Института Практической Психологии «Иматон» (автор и ведущий следующих семинаров: «Телесно-ориентированная психотерапия зависимостей и психосоматических расстройств», «Тело – как карта личной истории… Практика работы с телом в интегративной психотерапии», ««Возвращение души»: шаманский взгляд на работу с травмой», «Трансовые состояния в психотерапевтической практике: от гипноза до телесно-ориентированного транса, терапия мечты», «Техники nlp для решения проблем прояснения и достижения целей» и др.).
Психотерапевт всегда имеет дело с кризисом - это наша профессия. Правда, в основном этот кризис - внутриличностный. Во времена глобального кризиса в этом почти ничего не меняется. Разве что, появляется больше возможности говорить с клиентом не только об отношениях с самим собой, своими чувствами и переживаниями, но и об отношениях с миром в целом, его социальной и экономической составляющими, и о его роли в этом мире, в частности, в той его части, которая называется рынком.
В России мы имеем дело с кризисом уже не первый год. Но с наступлением того, что называют глобальным кризисом, исчезает последнее поле для проекций благополучия и мы остаёмся один на один с миром.
В связи с этим психотерапия начинает больше внимания уделять мировоззренческим аспектам.
Разумеется, эта сфера настолько обширна, что ее обсуждение может быть долгим и разноплановым. Поэтому я хотел бы затронуть лишь несколько аспектов, которые кажутся наиболее важными. Речь идет об идеях, которые, будучи глубоко осмысленными и принятыми, могут значительно повысить устойчивость нашей психики в эпоху перемен.
Для того чтобы ярче обозначить эти идеи, я начну с мыслей, им противоположных.
И тогда, во-первых, это будет представление о постоянстве мира.
Многие люди живут с более или менее явно осознанным представлением о том, что мир вокруг них является чем-то незыблемым, сугубо материальным, неизменным и постоянно существующим в том виде, в каком они нашли его с рождения. Разумеется, при этом они крайне болезненно реагируют на все перемены, происходящие в этом мире, либо страхом, либо агрессией, стараясь всеми силами защитить ту картину мира, которая у них есть.
Как правило, этому сопутствует такой же фиксированный образ «Я». Люди считают себя сложившимися, сформировавшимися с детства или юности, с момента окончания воспитания и получения образования, и старательно оберегают этот образ от всех импульсов к изменению, которые приходят из внешнего или внутреннего мира. Вытесняя их, проецируя или применяя все те формы психологической защиты, которые описаны.
Этой цели также служит потребление товаров и услуг, которое в этом случае носит «защитный» характер и призвано поддержать фиксированный образ «Я», ориентируясь не на истинные желания, ценности и потребности индивида, а на то, что диктует мода, реклама, соображения статуса или его или ее собственные невротические желания. Поскольку окончательное решение этой задачи нереально, то потребление в этом случае растет непрерывно.
На его обеспечение направлено особое отношение к бизнесу, под которым можно понимать любое занятие, приносящее средства к существованию. Бизнес в этом случае ориентируется преимущественно на прибыль, стремясь получить ее любой ценой. Это создает условия для мошенничества, жесткой, практически военной, конкуренции и дефицита ресурсов, который, в конце концов, неизбежно приводит к кризису.
Кризис рассматривается в этом случае как поломка, которую нужно устранить. Это очень напоминает отношение невротика к своему симптому.
Что же является альтернативой такому отношению к кризису?
Во-первых, это признание изменчивости мира.
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся - изменчивый мир. Он постоянно находится в движении и постоянны в нем только перемены. Начиная с атомов, которые в свою очередь тоже состоят из частиц, являющихся, в конечном счете, не чем иным, как сгустками вращающейся энергии. И заканчивая Вселенной, которая также движется и в которой каждый день зажигаются и исчезают новые звезды.
Если взглянуть на исторический процесс, то он подтверждает эту идею: на протяжении известного нам времени сменили друг друга несколько цивилизаций, появлялись, существовали и исчезали города, страны и целые империи. Все это является непрерывным процессом изменения, и мы находимся в нем, мы не являемся исключением.
Все живое на этой планете рождается, растет, старится и умирает. Все неживое поглощается энтропией, если не преобразуется и не поддерживается живым. Вещи вокруг нас находятся в медленном процессе разрушения, хотя это и не так заметно. Ценность золота и предметов старины иллюстрирует эту мысль. Золото ценно потому, что мало подвержено разрушению. Древнее является ценным именно потому, что уцелело от разрушения. Но на самом деле и они не являются вечными, какие бы усилия по их сохранению мы ни предпринимали.
Аналогичным образом обстоит дело и с нашим "Я".
На протяжении всей своей жизни мы испытываем новые чувства, получаем новые впечатления, узнаем что-то новое или меняем наши представления об известном. Это непрерывный процесс и мы не в силах его остановить. Все, что в наших силах - это направить изменение своего "Я" в лучшую сторону, превратив его в развитие.
Когда идет речь о развитии, обычно говорят об устранении всех омрачений и раскрытии всех положительных потенциалов.
Есть много качеств, навыков и способностей, которые человек может развить в своей жизни. Но если попытаться вывести общий знаменатель, то можно вспомнить о том, кто во всех культурах считается «хорошим человеком». Как правило, это человек доброжелательный, альтруистичный, способный сочувствовать другим, а также обладающий достаточной мудростью и здравым смыслом, чтобы помогать им, или, по крайней мере, не причинять вред.
Таким образом, общим вектором нашего развития должно стать развитие в себе именно этих качеств.
При этом потребление становится средством развития себя.
Такое осмысленное, осознанное потребление приносит более глубокое удовлетворение желаний и насыщение потребностей, что, в свою очередь, является хорошей базой для проявления всех наших лучших качеств.
Если сделать процесс потребления осознанным и целенаправленным, то он становится приятным, радостным и приносящим, помимо временного удовлетворения, еще изменения, которые остаются с нами навсегда.
При этом меняется и отношение к бизнесу, который из средства получения прибыли становится способом приносить пользу. За соответствующую плату, разумеется, а именно, ту, которая достаточна для того, чтобы удовлетворять свои потребности, совершенствоваться, заниматься своим делом в настоящем и продолжать это делать в будущем. Законы функционирования бизнеса при этом не меняются, но меняется его внутреннее содержание: бизнес становится чистым и все те приемы маркетинга и клиент-центрированного сервиса, которые используются и сейчас, наполняются своим истинным смыслом.
Позиция принесения пользы более устойчива и не зависит от внешних обстоятельств. Всегда будет тот, кто нуждается в нашей помощи. Кризис же становится как раз тем местом и временем, когда мы имеем наилучшие возможности для развития, потому что наши лучшие качества в это время труднее, но и важнее всего проявить.
Может быть, кому-то эти идеи покажутся чересчур утопичными. Но, если вдуматься, то они в наибольшей степени соответствуют реальности. Приближение к ним может происходить постепенно, по мере их глубокого осмысления и принятия. Что сделать нетрудно, так как жизненный опыт подтверждает их каждый день.
Но, приняв их, мы будем видеть в переменах еще одно подтверждение уже известной нам мысли и делать все, что от нас зависит, для того, чтобы направить происходящие изменения в лучшую сторону.
Принятие идеи изменчивости приводит к большей стабильности взгляда на мир. Это также повышает наши возможности влиять на него, поскольку мы знаем, что и нынешние обстоятельства не вечны и можем закладывать причины для изменений будущего в настоящем. Это касается и внешнего, и внутреннего мира.
Разумеется, многие высказанные здесь мысли могут быть развернуты более детально. Представляется, что обсуждение этих идей в психотерапии может принести определенную пользу.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать