Психотерапевтическое эссе. Только для участников семинаров – прошедших или будущих.
Итак, в этот раз речь пойдет о зависимостях.
По некоторым классификациям, зависимость является проблемой №1 нашего человеческого существования, мира людей. Главное, чему должен научиться человек – это говорить «нет», но такое «нет», в котором звучало бы жизнеутверждающее «да».
Зависимость важно понимать в широком смысле, хотя многие, произнося слово «зависимость», имеют ввиду алкоголь, наркотики и азартные игры. К этому списку добавляют также никотиновую зависимость, зависимость от компьютерных игр. Но так же можно зависеть от отношений, болезни или от самого себя. В целом, можно говорить о зависимости от какого-то тягостного внутреннего состояния – длящегося и проявляющегося во внешних действиях, которые становятся заметными окружающим. Хотя иногда зависимость может быть и скрытой. При этом существует неудовлетворенность своим состоянием и убежденность в невозможности его изменения. Соответственно, терапия заключается в помощи в изменении вначале этого убеждения, а затем и самого состояния, в освобождении от него и приобретении другого, удовлетворяющего.
Важно помнить, что лечит не метод, а человек, и не болезнь, а другого человека. Знание методов необходимо, но их разнообразие убеждает как раз в вышесказанном.
В этом эссе описан мой опыт терапии зависимостей и размышления на эту тему. Барбара Вульф из США посчитала его интересным и вдохновила меня написать книгу, которая представлена в эссе в сжатом виде. Я благодарен тем, кто так же, как и она, вдохновлял меня, а также учителям, друзьям, возлюбленным и сестре.
Телесная терапия, которая описана здесь как метод решения проблемы с зависимостью, может с успехом применяться и для ответов на другие запросы клиентов. То, что она позволяет работать с зависимостями, только иллюстрирует ее возможности, а не ограничивает ее использование.
Хорошая терапия всегда интегративна и не ограничивает себя одним методом, если клиенту может принести пользу другой.
Зависимость – это не свобода. Этого не понимают зависимые, которые, к сожалению, не имеют о свободе никакого представления.
Названием этого эссе могло бы стать и слово «свобода», потому что пониманию того, что такое свобода, и будет посвящена значительная его часть.
Пережить это, пожалуй, легче, чем объяснить. А объяснить легче, позволив попробовать. Описываемый здесь метод телесный - это означает, что переживания тела равноправны словам. Именно это создает большие возможности для терапии, но порождает и сложности в описании этого метода. Тем не менее, попробуем это сделать.
Итак, свобода.
Представьте себе, что вы слегка растягиваете свою руку, а затем медлен-но сжимаете ее. Если вы все делаете правильно и внимательны к ощущениям, то обязательно почувствуете разницу между этими двумя состояниями – растяжкой и сжатием, - именно состояниями, а не только ощущениями.
Незначительную, на первый взгляд.
Но - весьма существенную.
Важно заметить, что это два противоположных состояния – целостных состояния человека, связанных с растягиванием и сжатием руки. Они возникают благодаря глубоким символическим смыслам, которыми обладают эти действия – расширения и сжатия личного пространства, экспрессии и импрессии, отдачи и взятия, - и моделируют различные, а именно, диаметрально противоположные состояния, переживаемые в жизни. Которыми вполне могут быть состояния употребления – не употребления, например, или игры и не игры.
И если вы это заметили, то тут начинается самое интересное.
Возможно, одно из этих состояний будет вам более приятно, чем другое.
Вполне может быть, что другое покажется вам даже немного некомфортным.
Какое из них более приятно?
И, что очень важно, есть ли «негатив» в противоположном состоянии?
Под «негативом» мы понимаем отрицательно окрашенные состояния, которые не хочется принимать и которых хочется избежать.
И если он, то есть «негатив», присутствует, то вы обладаете зависимостью.
Если его нет и оба состояния вам одинаково приятны или приемлемы, с сохранением, возможно, предпочтения одного перед другим – вы свободны.
Как можно объяснить этот вывод?
-----------------
Тело уникально. Наше собственное тело.
С одной стороны, это предмет, по которому можно постучать, как любой предмет внешнего мира, будь то стул или стол.
С другой - это особый предмет, полный ощущений и чувств, сосуд эмоций, с которым мы отождествляем себя.
Это единственная вещь в мире, которая является и субъектом, и объектом одновременно.
--------------------
Как субъект, тело включено персонажем в персональный миф, в котором мы все живем так же с рождения, как и в мире, разделяемом нами в смысле общепринятой реальности.
И здесь кроется загадка зависимости и возможность ее терапии.
Потому что зависимость – это то, что управляет нашим поведением во внешнем мире, но коренится во внутреннем – мире образов, чувств, мире мифа.
Граница тела – это и граница двух миров одновременно, а само тело – это наикратчайший путь в бессознательное, которое начинается буквально под вашей кожей.
Тело представляет собой внешнее, видимое выражение внутреннего, невидимого и, в целом, полную и исчерпывающую карту субъективного мира человека.
Все, что мы определяем как «я», так или иначе связано с физическим проявлением.
Нет ничего, что происходило бы в психической сфере и не отражалось бы в теле и, наоборот, нет ничего в теле, что не было бы связано с психической сферой.
С точки зрения терапии мы имеем прекрасную возможность охватить весь внутренний мир человека, осознав, что он полностью проецируется на физическое тело.
Исключительную важность это приобретает в практическом смысле.
Поскольку зависимость существует только до тех пор, пока она не является осознанной для клиента. Как только она осознается – начинается путь к исцелению.
Исследовав тело, мы можем обнаружить в нем проявления зависимости и предъявить ее осознанию клиента.
-----------------
Приступая к терапии, важно помнить, что зависимость всегда имеет компенсаторную функцию и каким-то образом помогает человеку. Поэтому уважительное отношение к ней помогает установить контакт с клиентом. В зависимости всегда есть что-то позитивное, такое понимание позволяет ее принять. Но этот позитив не абсолютен, как часто кажется подсознанию зависимых в момент компульсивного влечения.
Принять ее необходимо для того, чтобы помочь найти другие, более позитивные способы осуществления потребности в изменении своего состояния и достижении удовлетворения - то есть для того, чтобы освободиться от нее.
Потребность в объекте зависимости здесь заменяется осознанием мета-потребности в достижении удовлетворения жизнью в целом.
И получение этого мета-удовлетворения – задача, которую мы должны решить, чтобы помочь избавиться от зависимости.
Также важно понять, что зависимость – это не только то, к чему человек стремится, но и то, чего он избегает.
Обычный, типичный запрос как зависимого, так и его семьи – как НЕ делать чего-то? Как НЕ пить? или – НЕ играть? Или – НЕ колоться? Не думайте о желтой обезьяне.
Абсурд, но именно в нем пребывают и зависимые и члены их семей. И мы, как терапевты, должны расширять эту картину мира. Вопросом: а чего избегает зависимый? И чего он хочет и не может получить в обычном мире без объекта своей зависимости?
«Что вы будете делать, когда не будете пить?»
Вопрос далеко не праздный.
И не предполагает немедленного ответа.
Потому что если ответ на него найден, то зависимости не существует. А если зависимость существует – значит, ответа еще нет.
Причем ответ этот часто невербальный.
Применительно к телу это означает, что нам важно исследовать полярные, противоположные состояния, как, например, растяжки и сжатия, и, освоить континуум между ними, интегрировать их.
Второй момент, который важно отметить, это то, что человек, страдающий зависимостью, не в силах ясно и отчетливо увидеть ее вне приступов непреодолимого влечения, которыми зависимость, собственно, и проявляется.
Пока нет влечения, зависимости нет. А когда оно появляется - отсутствует осознавание.
Ассоциация употребления с предпочтительным телесным состоянием выявляет зависимость, показывая ее клиенту в прямой и убедительной форме.
Каким образом мы это делаем?
Как описывалось прежде, вначале мы выясняем, какое из состояний растяжки и сжатия больше нравится. После этого – нет ли «негатива» в противоположном переживании?
Негативные состояния отвергаются – и ограничивают именно поэтому. Человек будет избегать всего, связанного с этим состоянием и, естественно, стремиться к противоположному.
В этом - ключевой момент терапии зависимостей.
Негативное отношение к объекту зависимости не излечивает от нее.
Ведь если человек избегает чего-то, то, даже находясь на противоположной стороне жизненного поля, он испытывает напряжение. И это напряжение побуждает его к действиям по интеграции переживания. Происходит так называемый «срыв», который на самом деле представляет собой бессознательную попытку личности интегрировать себя со своим отвергнутым опытом.
И дело здесь не в том, что кто-то или что-то может повлиять на человека извне - в нем самом живет конфликт, который жаждет своего разрешения.
Итак, если негатив в одном из полярных состояний присутствует, то это определенно ситуация зависимости от противоположного.
--------------
Мы переходим к следующему вопросу:
Можно ли и как ассоциировать состояния, смоделированные в теле, с противоположными поведенческими стереотипами - употреблением и не употреблением, например?
Чтобы задать этот вопрос, нужно иметь хороший контакт с клиентом.
Под контактом мы подразумеваем особые, доверительные отношения, ниточку от сердца к сердцу («от центра к центру»), которые иногда называются рапортом, иногда эмпатическими отношениями, и которые часто разрываются в жизни клиента задолго до начала зависимости, в детстве, и восстановление которых является важнейшим фактором стабильности терапии. Собственно, я думаю, этот разрыв служит фоном возникновения зависимости.
Это подтверждается теми случаями, когда некто употребляет героин или переживает стресс от внезапного выигрыша в казино – и не становится зависимым. Почему? У него нет предрасположенности к ней, которая определяется фоном. А фон, в свою очередь, зависит от отношений, а именно отношений с родителями, которые символизируют для человека весь мир на определенном этапе его развития.
И в терапии мы стремимся вернуть это доверие, восстановить контакт, вернуть клиенту опыт этого взаимодействия.
Без которого терапия невозможна.
Восстановив контакт, мы задаем вышеназванный вопрос.
-----------------
Самый зрелищный вариант ответа, который вызывает глубокий и сильный инсайт – это когда предпочитаемое состояние тела ассоциируется с употреблением.
Растяжка и сжатие могут от случая к случаю меняться местами. Также отличаются эти предпочтения у разных лиц. Но важен сам факт ассоциации приятного состояния с употреблением.
Здесь зависимость налицо.
Человек, решивший более не употреблять и не чувствующий в себе зависимости, вдруг осознает ее. В своих же собственных ощущениях.
Очень важно, что это происходит в связи с телом. Не может быть ничего более убедительного для зависимого.
Зависимый и становится зависимым, собственно, из-за того, что подчиняется телесным импульсам, которые проявляются как тяга - влечение. В данном случае мы предлагаем ему альтернативу – осознавание этих импульсов как предпочтительных ощущений в теле.
Обычно в этот момент переживается более или менее выраженный стресс, который проявляется в невербальных вегетативных реакциях.
Дистресс – психотравма – лежал в начале зависимости. Для ее завершения тоже нужно сильное переживание, стресс.
Стрессом становится осознавание.
Обычно, это поворотный момент. Стресс, шок, инсайт становятся начальной точкой телесного и психического изменения. В сознании, фрагментированном зависимостью, появляется пространство, в котором присутствуют одновременно и сознательные, и бывшие бессознательными импульсы. С этого начинается личностный рост, который тоже является неотъемлемой частью хорошей терапии зависимостей.
Безусловно, бывают разные варианты. Иногда приятное телесное ощущение ассоциируется с не употреблением, а неприятное - наоборот.
Здесь наличие зависимости не так очевидно, но в практическом плане важно исследовать состояние клиента на наличие вышеупомянутого «негатива» в отношении к полярным состояниям.
Потому что состояние свободы характеризуется отсутствием какого бы то ни было отвержения переживаний. Речь может идти только о более или менее предпочтительном.
Если присутствует «негатив» даже в отношении зависимости - это не свобода, и можно предполагать, что предпочтение полярностей или ассоциации с ними могут диаметрально поменяться. Произойдет «срыв».
«Срыв» – это избавление от зависимости от не употребления.
Это употребление ради свободы.
Чего не понимает сам пациент, испытывая угрызения совести.
Поэтому, работая с человеком, не стоит радоваться обнаружению ассоциации употребления с «негативом», поскольку любое состояние «негатива» вообще чревато «срывом».
Что же может изменить «негатив»?
Осознавание.
Для осознавания необходима концентрация на переживании, которая обладает чудодейственной силой.
Наверное, одно из открытий, которые делает современная психология – это трансформирующая сила осознавания.
Принцип динамизма, движения всего сущего проявляется при этом в том, что, если мы фиксируем своим вниманием какой-либо объект внутреннего мира, то он начинает меняться.
Помощь психотерапевта в данном случае заключается в усилении концентрации сосредоточения на объекте.
А преимущество телесного подхода в том, что достичь концентрации путем прикосновения к телу намного легче, чем просто общаясь словами в силу высокой значимости этого действия – прикосновения, обращенного к самым глубинным и архаичным слоям психики.
Важно отметить, что концентрация должна быть нейтральной в своей высшей форме и, как минимум, доброжелательной.
----------------
Что же происходит дальше? Допустим, мы «включили» осознавание, исследовав ассоциации на приятные и неприятные состояния. Мы обнаружили зависимость или предрасположенность к ней, выяснили опасность срыва. Мы объяснили это нашему клиенту.
Можно расширяться по телу, включая все новые его зоны. Всегда есть часть, свободная от зависимости. Наша задача - расширить эту зону до размеров тела.
Путем трансформации телесных состояний.
--------------
Силой осознавания.
В философских словарях сознание именуется функцией, которая «отражает и формирует мир».
Второй аспект часто остается без внимания.
Нам, с точки зрения терапии, крайне важно понять, что сознание не является пассивно отражающим мир.
Оно создает его.
Сознание формирует воспринимаемое.
Обычно люди считают, что воспринимаемый и воспринимающий – это абсолютно разные вещи.
Я помню из курса философии вопрос: "Остается ли роза красной, когда мы выходим из комнаты?".
Этот вопрос, как китайский коан, выводит нас на понимание того, что восприятие и воспринимаемый взаимозависимы.
Наше восприятие участвует в сотворении мира.
Что подтверждают также эксперименты по исследованию микромира. Эйнштейн, услышав об этом, воскликнул: "Если наблюдатель формирует наблюдаемое, то мышь может переделать Вселенную, просто посмотрев на нее!"
"Посмотрев осознанно" - надо было бы добавить. И тогда эта шутка была бы истиной.
Мышь, конечно, не обладает таким уровнем осознавания.
Но и мы большей частью не осознаем, что формируем мир.
Это проявляется только в специфических его областях.
Таких, как микромир и психотерапия.
Конечно, необходима определенная тренировка в концентрации.
Но все равно, в сравнении с внешними объектами внутренние трансформируются гораздо лучше. Конечно, если к вашему осознаванию примешаны жесткие и негативные концепции или эмоции, - может произойти ухудшение образа.
Если же осознавание чисто, что происходит на фоне доброжелательности - трансформация будет позитивной.
Задача терапевта - создать атмосферу доверия, бесстрашия и непринужденности, в которой клиент мог бы осознать и изменить свое внутреннее состояние.
И происходит чудо. Казавшееся незыблемым изменяется, камни тают, и происходит много других удивительных вещей.
-----------
Таким образом, степень осознавания клиентом своей зависимости определяет степень его свободы.
----------------
Есть разные виды того, что называют осознаванием.
Концептуальное восприятие, выраженное в словах. Метафорическое восприятие мира. Эмоциональное. Восприятие органов чувств.
И – чистое осознавание.
Обычно я использую следующую схему:
«Образ» «Мысль»
«Чувство» «Факт»
Иногда говорят, что есть еще пространство между ними.
Пятый элемент - сознание, - охватывает все.
Схема интересна тем, что, кроме аналогий с древними источниками, она соответствует современным исследованиям по межполушарной ассиметрии головного мозга. Левая часть ее соответствует функциям, в основном, правого полушария и наоборот. Нижняя половина – «подкорка», а верхняя – «кора».
Все, что мы можем когда-либо осознать, относится к одному из четырех квадратов.
В этом схема универсальна.
Мы также можем осознать самого осознающего, пятый элемент!
Сознание, которое, практически, и создает все проявления четырех квадратов.
Из которых лишь один, как вы видите, а именно тот, который расположен справа внизу, относится к тому, что называется общепринятой материальной реальностью.
Под образами понимается метафорическое восприятие мира
Выяснение метафорической картины мира или «личного мифа», помогает узнать разницу в субъективном мировосприятии и лучше понять состояние клиента, а ему – самого себя.
----------
Метафоры важны для телесной терапии и потому, что "органические процессы управляются символическими процессами" (Сэлливан) и, поэтому, если мы хотим достичь изменения на глубоком органическом уровне, то должны работать с метафорой.
Получать и менять образы тела.
Для этого нужно соблюсти ряд условий:
-чистая концентрация осознавания,
-связь образа с реальным ощущением в теле и
-готовность со стороны клиента принять изменения.
-----------
Еще один способ изменения – через восприятие происходящего в теле, как форм (?) проявления энергии.
Все есть энергия.
Это постулат, опять же, не только физики Эйнштейна, но и психотерапии.
Все, что мы переживаем, чувствуем, испытываем, любое содержание психики – все есть энергия.
Которая сама по себе ни хороша, ни плоха и лишь проявления ее расцениваются нами в этом относительном смысле.
Сама энергия не обладает ни намерением, ни желанием, но приобретает таковые, будучи связана в определенной форме, например, «влечения» у зависимых. Эту форму можно изменить. Помочь ей проявиться иначе. Наподобие рефрейминга в НЛП.
Процесс коррекции здесь, как и прежде, заключается в привлечении внимания, с помощью специальных приемов, к ощущениям в теле, для их осознавания и изменения, которое происходит при этом, как правило, спонтанно при правильном отношении.
Мы можем «играть» энергией, направлять ее вверх или вниз. В конце концов, осознание, которое происходит при этом, делает свое дело.
В итоге мы получаем такое состояние клиента, которому соответствует полностью расслабленное тело, проницаемое для восходящих и нисходящих потоков энергии.
Образы, присущие этому состоянию, как правило, легкие и светлые, а само это состояние расценивается как «чувство полета». При этом не возникает ни в одном из полярных состояний никакой ассоциации на тему зависимости, она становится буквально «параллельной» телу.
Обычно это финал курса, а не отдельного сеанса терапии.
И это - хороший финал курса телесной терапии зависимостей, после которого наступает период социальной реадаптации пациента.
Игорь Борисович КАНИФОЛЬСКИЙ - врач-психотерапевт медицинского объединения «ОНА», член Профессиональной психотерапевтической лиги. 15–17 ноября 2007 г. Игорь Борисович будет проводить семинар «Телесно-ориентированная психотерапия зависимостей и психосоматических расстройств»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать