18+
Выходит с 1995 года
18 декабря 2024
Мир глазами ребенка

В вагон метро входят мама и трехлетняя девочка, которая, вздыхая, говорит: «Ну вот, сейчас опять темно будет…» Мама изумленно спрашивает: «Почему темно? Настенька, посмотри, как светло, сколько лампочек светятся!». И мудрый ребенок отвечает: «Ага, это у тебя там светло, а у меня тут, внизу,  ничего не видно!»

Когда наш ребенок научится ходить (а это происходит примерно в годовалом возрасте), он вдруг превращается из беспомощного младенца во вполне самостоятельного  человека,  в исследовательской деятельности которого происходит прорыв: теперь он может покорять огромные просторы квартиры, детской площадки, лесной лужайки и др. Теперь он видит мир другим: не таким, каким он видел его, лежа в колыбельке, сидя в коляске или на руках у  мамы. Это его мир, в котором он является первооткрывателем. И виденье, понимание мира ребенком раннего возраста (а именно о таких детях и пойдет речь в нашей книге) отличается от того, как воспринимаем этот мир мы, взрослые. Целая армия взрослых людей (мам и пап, бабушек и дедушек, воспитателей, учителей, ученых и чиновников) прикладывает неимоверные усилия для того, чтобы сделать детство детей безоблачным, интересным, полезным этапом, который, по нашим (опять-таки, взрослым) понятиям обязательно должен стать стартом для будущей взрослой (еще более счастливой, конечно)  жизни. И мы точно знаем, что надо для этого сделать: купить самые полезные игрушки и книжки, записать ребенка в самую престижную группу  детского сада (Б. Уайт пишет о том, что родители мечтают о «яслях с хорошим образованием»!!!),  изучать с ним иностранные языки (лучше – два языка), посещать музеи, выставки и театры, и многое, многое другое. Счастливый малыш окружен нашей заботой и любовью!  И ведь он пока еще даже не знает, как ему повезло в жизни и в какой мере он должен быть счастлив…
      
Однако, вопреки нашим ожиданиям, ребенок, поиграв в очередную «развивалку», с упоением приступает к ревизии ящиков нашего письменного стола или кухонного шкафа, мусорного ведра, с удовольствием и с пристрастием изучает записи в нашем паспорте и оставляет там свой автограф, надевает наше лучшее вечернее платье и оказывается его снимать, собираясь кататься на велосипеде или играть в песочнице. А  по дороге в группу раннего интеллектуального развития, где высококвалифицированные специалисты точно научат его «тому-что-надо», ребенок «вдруг» начинает капризничать  и просит покачать его на качелях или взять на ручки…
      
Прочитав множество книг по психологии и педагогике, взрослые приписывают такое «несознательное» поведение  особенностям возрастного развития  и продолжают строить мир вокруг ребенка по своим меркам и на свое усмотрение. И ребенок продолжает жить в этом «светлом безоблачном» мире, который зачастую является чуждым и даже угрожающим для него. «Почему?», - спросите вы. Да потому, что это мир взрослых, ослепленных блеском  светлого будущего и далеко не всегда умеющих понять и почувствовать сегодняшние потребности ребенка.
      
Мы часто говорим: «Дети видят мир на уровне  наших коленок». Но не всегда задумываемся над этими словами. А ведь действительно: дети взирают на наш, взрослый мир, построенный по нашим, взрослым, законам, снизу вверх. А мы, соответственно, смотрим на них… да, сверху вниз. И дело не только в разнице роста. Дело в нашей позиции: мы точно знаем, чего должны хотеть наши дети, и ведем их за собой. А если они сопротивляются, ради их же блага мы настаиваем на своем.
      
И, несмотря на то, что уже много лет мы, психологи, рассказываем родителям, воспитателям, учителям, как лучше понять и принять ребенка, сама я по-настоящему  поняла это не так давно. Однажды, лет десять назад, я получила великолепную возможность посмотреть на окружающую действительность глазами ребенка, ощутить собственным телом неудобство и непродуманность реального мира, понять, что значит быть ребенком в нашем мире.
      
Во время одной из поездок в Финляндию нас пригласили посетить научно-популярный музей «Эврика». Он находится недалеко от Хельсинки и вмещает в себя более 200 интерактивных экспонатов. Один из них, расположенный в фойе музея, на первый взгляд не представляет собой ничего примечательного. Представьте себе гигантских размеров деревянный стол, на котором стоят четыре огромных синих чашки с блюдцами. Возле стола – четыре стула.
      
Мимо этого экспоната довольно безразлично проходили люди: дети и взрослые. Мне же почему-то очень захотелось забраться на этот стул, посидеть на нем, «попить» чаю (как в сказке о Машеньке и трех медведях). С трудом вскарабкавшись на стул, я уселась поудобнее и огляделась кругом: смотрит ли кто-то на меня или нет. Но никого мой «подвиг», видимо, не заинтересовал. Тогда я продолжила свой эксперимент и попробовала «выпить» чаю. Это оказалось предельно неудобно: толстая ручка,  огромный размер самой чашки, неудобные края, - все это вызвало  ощущение легкого  дискомфорта, раздражения и разочарования. Тогда я «сползла» со стула и буквально застыла на месте на несколько секунд, пытаясь осознать свои чувства. И вот тут-то и «поймала» мысль: а ведь наши дети  бывают в  подобных  ситуациях многократно за один только день. Желание что-то сделать самому, неудобство, равнодушие взрослых, воспринимающих их успехи как норму, а неуспехи – как демонстрацию нежелательного поведения, неприспособленность самых нужных предметов к маленьким ручкам, ножкам, - наверное, это лишь некоторые ощущения  детей, живущих в нашем взрослом мире.
      
Что же делать? Перестраивать мир? Ставить маленькие столы и стульчики, прибивать пониже дверные ручки, делать маленькие ступеньки в жилых домах? Конечно, нет! Просто – понимать, что ребенок, живущий рядом с нами, нуждается в большей степени не в ярких игрушках, не в тетрадях-развивалках, не в изучении иностранного языка, который ему, безусловно, пригодится, но лет через 10, а в уважении к нему, к его потребностям, в понимании его радостей и горестей уже сегодня, сейчас.  Ведь дети порой, желая получить нашу похвалу, вынуждены становиться  «удобными» для нас. Чтобы заслужить нашу любовь, они старательно штрихуют, пишут, читают и учат английские глаголы. В этом дети гораздо мудрее и гуманнее нас. И нам  есть чему у них поучиться.
      
Если мы хотим, чтобы им было с нами комфортно, чтобы мы взаимно получали удовольствие от общения друг с другом, нам, взрослым, надо всего лишь попробовать встать на позицию ребенка, представить, что в данную минуту (неповторимую и прекрасную) испытывает наш малыш. И поняв это, мы сможем сделать мир вокруг него ярким и добрым, таким, который ему больше всего нужен. ЕМУ, нашему ребенку, а не НАМ, взрослым.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Зачем нужно массовое музыкальное образование?
    15.11.2022
    Зачем нужно массовое музыкальное образование?
    Под воздействием музыки и музыкального образования развиваются речевое мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и математические способности. При этом ум и чувства в музыкальном образовании, как и в самом искусстве, слиты нераздельно.
  • Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
    03.05.2021
    Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
    Мы понимаем самораскрытие способностей как внутренний диалог, связанный с раскрытием своих способностей для самого себя, его основной функцией является самоидентификация относительно своих способностей, которая сопряжена с отношением к ним и себе…
  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Уроки общения с ребенком
    25.03.2021
    Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Уроки общения с ребенком
    Причина оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства...
  • Разговоры о коронавирусе и дети: как объяснить, а не напугать
    17.03.2020
    Разговоры о коронавирусе и дети: как объяснить, а не напугать
    В разных городах чиновники и медики предпринимают меры для того, чтобы не допустить массового заболевания коронавирусом, в школах отменяются занятия или вводится свободное посещение школ. Психолог Екатерина Бурмистрова – о психологическом благополучии детей...
  • Как близким людям понять, что у подростка депрессия?
    14.11.2019
    Как близким людям понять, что у подростка депрессия?
    Депрессия — это не то состояние, которое можно преодолеть усилием воли. Это стойкое отсутствие интереса к любой деятельности, которое сопровождается чувством печали. Часто такое состояние может вызывать суицидальные мысли, нарушения режима сна и бодрствования и даже физические симптомы вроде болей в голове и животе, постоянном чувстве усталости. Очень часто депрессия маскируется под перепады настроения...
  • Москва: открытые лекции о том, как пережить развод
    30.05.2019
    Москва: открытые лекции о том, как пережить развод
    С 3 по 24 июня в Москве состоится серия лекций о психологическом аспекте развода. Психологи обсудят со слушателями, можно ли заранее просчитать риски, которые приводят к разводу; есть ли шансы сохранить семью, если супруги уже обсуждают развод; стоит ли сохранять семью ради ребенка; как ребенок переживает развод; что могут сделать родители, чтобы у ребенка сохранилось чувство защищенности и доверия к родителям во время и после развода...
  • Обесценивание чувств: «Не бойся». «Не волнуйся». «Не чувствуй»
    20.05.2019
    Обесценивание чувств: «Не бойся». «Не волнуйся». «Не чувствуй»
    Часто на консультациях возникает вопрос «Как вы реагируете на чувства ребенка? Что говорите ему, когда он, например, боится?» Родители уверенно отвечают: «Я подхожу к нему, обнимаю, говорю: «Не бойся, ничего страшного!». И тут я начинаю благочестивую проповедь психолога о том, что нельзя обесценивать чувства ребенка, о том, как важно чувства ребенка принимать и поддерживать его. И все было бы хорошо, пока я не наткнулась на одну значимую ситуацию в моей же жизни...
  • Москва: открытая встреча для родителей школьников
    24.04.2019
    Москва: открытая встреча для родителей школьников
    30 апреля в 19:00 состоится открытая лекция «Как окончить школу, чтобы не сойти с ума самому и не дать сойти с ума ребенку». Современная школа не выполняет своих функций: она не дает ребенку знаний, не учит учиться, не помогает найти призвание. Как вести себя в такой ситуации родителям? Как не сойти с ума самим и не позволить психически расстроится ребенку? Как вести себя, когда у ребенка ГИА и ЕГЭ? Как помочь своему чаду обрести призвание?...
  • Онлайн-трансляция: метод воспитания «Реджио-педагогика»
    22.04.2019
    Онлайн-трансляция: метод воспитания «Реджио-педагогика»
    24 апреля состоится открытая встреча «Инновационный метод воспитания и развития дошкольника. Почему Реджио-педагогика становится все более популярной?». Главной целью Реджио-подхода является сохранение и развитие всех форм самовыражения ребенка. Дети сами выбирают, чем им нравится заниматься, а взрослый выступает здесь лишь в роли соавтора. Вход свободный, онлайн-трансляция..
  • Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    07.02.2019
    Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    Человек создает сценарий, или сценарий — человека? Как помочь клиенту написать сюжет, который будет исцелять, просвещать и преобразовывать жизнь? Как овладеть секретами драматерапии, пробудить жизненные силы с помощью клоунады, прикоснуться к скрытым ресурсам личности через просмотр кино? Эти загадки в течение трех дней разгадывали участники 5-го Всероссийского фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...». В первый день мы пригласили гостей на Киностудию «Ленфильм» — всемирно известную студию со 100-летней историей, имя которой с детства знакомо каждому российскому психологу...
  • Длинные каникулы. Праздники и безопасность
    03.01.2019
    Длинные каникулы. Праздники и безопасность
    Очень часто родители отмечают, что дети в период праздников начинают вести себя иначе, чем в будни – становятся капризными, раздражительными, справляться с ними непросто. Да и в отношениях самих супругов порой возникают конфликты...
  • Как формировать отношение детей к деньгам
    15.10.2018
    Как формировать отношение детей к деньгам
    В возрастной периодизации развития человека выделяется ведущая деятельность. Это тот оптимум, в котором наименьшее количество затрат энергии приведет к лучшему качественному развитию. В процессе ведущей деятельности происходит адаптация ребенка к новой для него среде и окружению. Деньги — один из главных элементов среды, следовательно, родителям надо проанализировать, как взаимодействует со средой ребенок на разных возрастных этапах, где в этот момент находится место денег...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»