«В мире с миром» (программа психологического тренинга развития навыков саморегуляции для педагогических работников)
Актуальность проекта Бесспорно, что спектр вопросов, связанных с профессиональной компетентностью педагога и путями её повышения, будет актуален всегда, пока существует все обуч. Вместе с тем, в программах подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности акцент скорее делается на развитие интеллекта с неизмеримо меньшим вниманием к развитию самосознания учителя. А настоящими Учителями становятся те профессионалы, которые способны выдерживать колоссальные психологические нагрузки. Ввиду таких противоречий (современная система образования не обеспечивает достаточно эффективной психологической подготовки учителей, а сама деятельность требует от них высокого уровня профессионально-личностного развития) с особой остротой выделяется актуальность рассмотрения психологического сопровождения деятельности педагогических работников, направленного на усвоение ими навыков осознанного и целенаправленного управления собственным эмоциональным состоянием.
Теоретическое обоснование Современное представление о саморегуляции (о содержании и механизмах этого процесса, его формировании и проявлениях) складывается на основе общих научных принципов детерминизма и развития, на основе субъектно-деятельностного подхода к изучению психических явлений (С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев). В значительной мере развитие основных положений о саморегуляции связано с развитием системного подхода, исходя из которого саморегуляция есть система, обладающая определенными системными качествами (целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязанность со средой), это специфическая форма активности человека, которая реализует влияние сложившихся личностных структур разного уровня индивидуальности на особенности целенаправленной активности. Не меньшее значение оказал и структурно-функциональный подход О.А. Конопкина. Им были разработаны представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. «Психическая саморегуляция человеком своей деятельности – пишет О.А. Конопкин, - является высшим уровнем регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающих качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности и самого себя, своей активности и деятельности, поступков, их оснований». Таким образом, мы можем понимать саморегуляцию произвольной активности человека как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей. Естественно, что существуют и бессознательные механизмы саморегуляции. Это возможно, когда обстановка однотипна, шаблонно повторяется много раз. Сознательная регуляция необходима, когда обстановка, среда, в которой разыгрывается поведение, сложна, изменчива, «полна неожиданностей», что и соответствует школьному миру. Развивая саморегуляцию деятельности, целесообразно взять за основу личностно-деятельностный подход, руководимый принципами субъективной осознанности, систематичности и последовательности, а также обязательной личностной активности учащихся. Практическая и социальная значимость заключается в психологизации деятельности педагогических работников, что в идеальном варианте отразится в двух аспектах – улучшении психического и соматического здоровья указанной категории работников; трансляции полученных знаний на остальных субъектов образовательного процесса – учеников, их родителей (полученная информация парциально может быть использована на уроках, педагогических советах, родительских собраниях и пр.) На основании вышеизложенного, была разработана программа занятий по развитию саморегуляции педагогических работников. Цель программы: создать условия для развития навыков осознанной саморегуляции эмоциональных состояний педагогических работников.
Задачи: Основное содержание работы
На вопрос «Что, на Ваш взгляд, возможно было бы сделать лучше?» 33 % педагогических работников ответили, что желательно увеличить время встреч, по 5 % участников пожелали добавить музыкальное сопровождение к занятиям, предоставить возможность высказаться каждому участнику, более уважительно относиться к ведущему. Желание продолжить подобные занятия высказали 61 % педагогических работников. На настоящий момент программа психологического тренинга развития навыков саморегуляции для педагогических работников «В мире с миром» подготовлена для публикации. |
Максименко Виктория Юрьевна - ассистент кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии Белгородского государственного университета.
Сфера научных интересов– психологическое сопровождение выбора профессии и профессиональной деятельности; индивидуальное и групповое, очное и дистантное психологическое консультирование; эмпатия как интегральная характеристика личности; феномен социальной креативности.
Основные публикации:
№ п/п |
Наименование работы, её вид |
Форма работы |
Выходные данные |
Объём, п.л. |
Соав-торы |
1 |
Представления об идеальном партнёре у юношей и девушек
|
тезисы |
Психология ХХIвека: Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология ХХIвека» 22-24 апреля 2005 года/ Под научной редакцией В.Б. Чеснокова, - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005
|
0,2 |
- |
2 |
Тренинг развития навыков саморегуляции учителей как направление деятельности педагога-психолога |
тезисы |
Психологическое обеспечение качества образования в условиях его модернизации: Материалы всероссийской научно-практической интернет-конференции, 18 апреля 2007 г. /отв. ред. Резниченко М.А., - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2007
|
0,2 |
- |
3 |
Особенности профессиональной подготовки школьников в условиях Межшкольного учебного комбината |
тезисы |
Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современность: материалы Всероссийских историко-педагогических чтений, посвящённых 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко / БелГУ, 15 апреля 2008 г.; отв. ред. И.Ф. Исаев, Н. Л. Шеховская. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008
|
|
|
4 |
Самопознание и самоотношение как условие развития эмпатии в раннем юношеском возрасте |
тезисы |
Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: Материалы IIIрегиональных историко-педагогических чтений. – Белгород, 2008. – Белгород: издательство Белгородского государственного университета. 2008.
|
0,2 |
- |
5 |
Профессионально важные качества учителя как составляющая его профессионально-педагогической культуры |
тезисы |
Профессионально-педагогическая культура: проблемы воспитания учащейся и студенческой молодёжи: Материалы IIIВсероссийского научно-методического семинара. - Белгород, 2009. – Белгород: издательство Белгородского государственного университета. 2009.
|
0,2 |
- |
6 |
Социальное партнёрство учителя специальности «Социальный работник» и психолога-профконсультанта с целью творческого развития учащихся в Межшкольном учебном комбинате
|
тезисы |
Проблемы современной дидактики: теория и практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород, 2009. – Белгород: издательство Белгородского государственного университета, 2009. |
0,2 |
Лукашова Ю.Г. |
7 |
Профессионально важные качества швеи (конспект урока) |
конспект урока |
Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения: проблемы, пути решения: Материалы регионального научно-методического семинара (г. Белгород, 23 октября 2009 г.) – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010.
|
0,3 |
- |
8 |
Профессиональная пригодность и профессионально важные качества
|
конспект урока |
0,5 |
- |
|
9 |
Выбор профессии (вводное занятие)
|
конспект урока |
0,4 |
- |
|
10 |
Викторина «Профессиональный ринг» |
конспект психопросветительского мероприятия
|
0,5 |
- |
|
11 |
«Психолого-педагогическое сопровождение развития эмпатии студентов-психологов» |
статья |
https://shgpi.edu.ru/forum/viewtopic.php?f=69&t=495&sid=69aab4ba40cad5cdca29069c75fa4d77 |
0,33 |
- |