«Психодиагностическая песочница в образовательном учреждении» (долгосрочный проект)
Актуальность
Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии.
В рамках образовательного учреждения данная методика работы является инновационной и актуальной, так как позволит решить задачи полного раскрепощения при взаимодействии психолога и ребенка, углубится в личностные проблемы последнего.
Песочная терапия может использоваться в образовательном учреждении как средство сопровождения психологического здоровья обучающихся. Это предположение и определило тему данной работы: «Психодиагностическая песочница в образовательном учреждении».
Цели и задачи
Цель работы — выявление возможностей песочной терапии как средства психологической диагностики в образовательном учреждении.
Задачи:
- Проанализировать литературу по вопросу применения песочной терапии в психодиагностике.
- Провести анализ песочных картин обучающихся начальной школы МБОУ лицей №28 им. акад. Б.А. Королёва г. Нижнего Новгорода.
Содержание работы
Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет всё подряд и в неограниченном количестве — это также диагностично. По-видимому, он в данный момент имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно его «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необходимо проработать Чувство Меры».
Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент.
Далее клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты — Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить её в сказочную страну и населить её разными существами.…Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь». Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии).
Варианты двух песочных картин учащихся МБОУ лицей №28 им. акад. Б.А. Королёва с интерпретацией представлены в разделе «Дополнительные материалы».
Работая с психодиагностической песочницей, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Мы имеем дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы.
Выводы
Таким образом, цель работы по выявление возможностей песочной терапии как средства психодиагностики в образовательном учреждении была достигнута. Действительно, средства песочной терапии, являются эффективным методом взаимодействия психолога с младшими школьниками и не только.
Анализ результатов проведенной работы позволяет говорить об эффективности применения данной технологии. Через песочную картину возможно увидеть бессознательное ребенка, его истинные чувства.
Итак, своей ближайшей задачей считаю применение технологии песочной терапии в аспекте психокоррекции и психотерапии.